|
Развитие процессов миграции рабочей силы в Россию: масштабы, направления и пути регулирования
Юдина Т.Н.
(Российский государственный социальный университет, Москва)
Россия, появившаяся на международной миграционной сцене в конце 1980-х г.г., за прошедшие пятнадцать лет превратилась в активного участника мировых миграционных процессов, выступая одновременно как крупный принимающий центр, страна выезда и транзита мигрантов. Действие многих факторов, включая демографическую и геополитическую ситуацию, более стабильное экономическое положение России по сравнению с другими странами СНГ и Юго-Восточной Азии[1], демографические проблемы, связанные с абсолютным уменьшением численности населения[2], «прозрачность» границ со странами СНГ, наличие в России больших национальных диаспор, указывают на то, что Россия останется принимающей страной на долгое время. Россия по числу иммигрантов вышла на 2-е место в мире[3]. Как показывает мировая практика, страны иммиграции с течением времени все больше включают в систему своей экономики трудовую миграцию. К началу 21 в., по оценкам МОТ, в мире насчитывалось 36-42 млн. трудовых мигрантов; с членами семей их число достигало 80-97 млн. человек[4], а по некоторым оценкам и 120 млн. человек[5]. Россия активно интегрируется в мировой экономический порядок и обслуживающий его миграционный режим. Она стала центром притяжения трудовых мигрантов как из республик бывшего Советского Союза, так и из стран дальнего зарубежья. Только за 2003 год на заработки в Россию приехали граждане из 119 государств, в том числе из 43 европейских стран, 36 стран Азии, 21 страны африканского континента. В этом же году официально зарегистрировано порядка 500 тыс. трудовых мигрантов. Основными поставщиками иностранной рабочей силы являются Украина, Молдова, Узбекистан, Таджикистан и Китай. Реальное число мигрантов в экономике многих регионов страны значительно выше, но сосредоточены они в основном в неформальной и теневой экономике и не учитываются официальной статистикой. В России, где масштабы теневой экономики оцениваются в 22,4% ВВП и, по оценкам Госкомстата РФ, в неформальном секторе в 2001 г. было занято как минимум 10 млн. человек (15% занятых в экономике), из которых 6,5 млн. имели здесь основную и единственную работу [6]. Около 3/4 мигрантской занятости характеризуется тем, что они встраиваются, в первую очередь, в самые неформальные и теневые секторы экономики. Масштабы теневой экономики и слабость экономического контроля являются важным фактором провоцирования нелегальной мигра- ции[7]. С другой стороны, слабость миграционного законодательства и наличие большого числа нелегальных мигрантов в стране, для которых недоступна официальная занятость, стимулирует развитие и процветание теневого сектора.
Как показывают наши исследования [8], российский рынок труда структурируется также, как рынки труда многих принимающих стран. В России идет процесс формирования характерного для таких стран разделения рынка труда между местными и приезжими работниками на основе национальной и гендерной сегрегации работников. К тому же мигранты направляются в основном в ограниченное число агломераций - крупнейшие города развитых стран. Москва не стала исключением среди таких городов. Оценка параметров трудовой миграции позволяет утверждать, что сегодня в Москве работает более 1 млн. человек приезжих. Этот процесс говорит о том, что Россия идет по пути других европейских стран, включается в современный глобальный экономический режим, неотъемлемую часть которого составляют использование труда мигрантов, в том числе и нелегальных. Этот процесс пока еще в самом начале, но он приобретает все более системный характер, что позволяет предположить, что какое-то время российский рынок труда не сможет обойтись без притока мигрантов, как сегодня от него зависят экономически развитие страны. Например, во Франции иммигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих[9]. Основными сферами деятельности легальных мигрантов из дальнего зарубежья является строительные и ремонтные работы на крупных объектах, а из ближнего зарубежья - торговля на рынках и работа в сфере услуг. Большинство нелегальных мигрантов из стран ближнего зарубежья, несмотря на высокий спрос рынка труда сферы материального производства, строительства и транспорта, все же в первую очередь занимаются торговлей. Кроме этого, женская часть данной категории мигрантов широко вовлечена в занятия проституцией. В Москве, по оценкам, сегодня работают от 80 до 130 тысяч проституток, почти 90% из которых - приезжие. Хотя в России выделение и оформление мигрантских или этнических ниш занятости только начинается, идет распространение так называемой «мигрантской экономики» двумя путями: по сферам занятости и по территории [10]. Страна декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов, так как труд становится самым дефицитным ресурсом в России. Но, к сожалению, миграционные тенденции последнего времени не соответствуют долгосрочным интересам. Неясно, по какому пути формирования трудовой миграционной системы решила пойти Россия: на долгосрочное пребывание увязанное с трудовой миграцией или лишь на краткосрочное пребывание иностранцев для удовлетворения пикового спроса на сезонную и конъюнктурную занятость. Второй шаг требует меньших затрат средств, чем привлечение иммигрантов и интеграция в российский социум. Это и меньшие затраты на подготовку кадров и создание социальной инфраструктуры. Но при этом необходимо более простая процедура регистрации, более жесткая политика по отношению к работодателям, предоставление жилья для временного проживания иностранных рабочих. Одновременно с процессом, упорядочивая использование иностранной рабочей силы, необходимо разработать и принять меры для стимулирования притока населения для постоянного проживания на территории России, прежде всего из стран СНГ. Регулирование процессов трудовой миграции находится только на стадии становления. Нужна последовательная, прозрачная и всеобъемлющая национальная политика, пользующаяся широкой общественной поддержкой. Эта политика должна основываться на соблюдении российских национальных интересов и сочетать экономическую целесообразность привлечения иностранной рабочей силы с мерами по защите внутреннего рынка труда. Упрощая въезд для лиц, обладающих необходимыми профессиональными навыками для российского рынка труда, необходимо усиливать иммиграционный контроль и борьбу с нелегальной миграцией. Современный иммиграционный контроль должен начинаться до пересечения границы, в период выдачи виз и покупки билетов и опираться на информационные системы. Должен быть повышен уровень защиты виз, паспортов и документов, выдаваемых на руки въезжающим в Россию. Должны быть ужесточены и наказания для организаторов нелегальной миграции и по отношению к работодателям, использующих их труд. Спектр наказаний может быть достаточно обширен: отзыв лицензии и закрытие предприятия, оплата расходов на депортацию незаконных рабочих, высокие штрафы, лишение свободы. Необходимо совершенствовать правовую базу, укреплять соответствующие структуры по управлению процессом трудовой миграции. Особое место в решении проблем трудовой миграции занимает региональная экономическая интеграция СНГ. Принята концепция формирования общего рынка труда стран СНГ, ряд соглашений, но их реализация идет очень медленными темпами, практически не осуществляется контроль за их выполнением. Для эффективного регулирования развития процессов трудовой миграции большую роль играют международные соглашения, программы по привлечению высококвалифицированной и квалифицированной рабочей силы, которая должна стать более избирательной, чтобы это отвечало интересам развития российского рынка труда.
Литература:
[1] Средняя заработная плата в России - 119 американских долларов; в Украине - 61; в Киргизии - 31, в Таджикистане - 13. Почасовая оплата труда в производстве: в России - 0,6 американских долларов, в Китае и Индии - 0.25.(Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми./ Международная организация труда, 2004 - с. 10). [2] Ж. Зайончковская. Трудовая миграция в Россию// Русский Архипелаг/ /http://archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/ . 2005 г.; Воробьева О., Рыбаковский Л., Зайончковская Ж., Гонтмахер Е. Россия: миграционные вызовы XXI века// Русский Архипелаг/ /http://archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/ . 2005 г.; Вишневский А. Разработка сценариев демографического развития России по федерации в целом до 2050 года/ информационный отчет. М., 2004 г. [3] Доклад по международной миграции за 2002 год/ http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0115/analit01 .php [4] Documenting discrimination against migrant workers in the laubor market. Ed. By Roger Legers de Beijl. ILO, Geneve, 2000. P.1. [5] Peter Stalker, Workers Without Frontiers. The Impact of Globalization on International Migration. ILO, Lynne Rienner Publishers, USA, 2000. P.1. [6] Ненаблюдаемая экономика: политика количественных измерений/ под ред. А.Е. Суринова. М.: Финстатинформ, 2003. С.23, 44. [7] Из 3-3,5 млн. трудовых мигрантов из стран СНГ и полумиллиона китайцев и вьетнамцев, одновременно находящихся в России, по экспертным оценкам 85-90% являются нелегальными. [8] Исследование проведено временным творческим коллективом НИИ социальной сферы Академии социологии и управления Московского государственного социального университета в мае 2002 г. (Юдина Т.Н. - руководитель, Сазонов А. А., Слепченко А.В. и др.) [9] Migration Policy Issues. IOM. №2. March. 2003. [10] Тюрюканова Е. Миграции на неформальном рынке труда в Москве/ Русский Архипелаг/http://archipelag.ru/agenda/povestka/povestka- immigration/ . 2005 г.
|
|