|
Управление трудовой миграцией населения в Украине: демографические и геополитические аспекты
Хомра А.У.
(Национальный институт проблем международной безопасности, Киев, Украина)
Разработка и реализация миграционной политики в качестве непременного условия предполагает опору на фундаментальные теоретические положения. Каждая из получивших наибольшее распространение теорий рассматривает трудовую миграцию под собственным специфическим углом зрения. В неокейнсианских теориях основное внимание уделяется влиянию миграции на занятость местной рабочей силы. В конечном итоге из данного подхода вытекает заданность безработицы местного населения притоком иностранных работников. Марксистами миграция анализируется как часть общего механизма накопления капитала. Критиками классовых марксистских подходов к миграционной политике указывается на более высокую степень детерминированности и рациональности действующих сил них, чем позволяют эмпирические данные и исторический опыт. В неолиберальных концепциях миграция рассматривается прежде всего как важный механизм распространения человеческого капитала. Использование в качестве основополагающей “факторной” теории миграции населения требует выделения как минимум двух уровней миграционной политики. В широком смысле слова миграционная политика должна воздействовать на все социально-экономические факторы, в той или иной степени влияющие на процессы миграции населения; в узком - только на механизм миграционного движения. В отличие от механизма миграционного движения механизм регулирования трудовой миграции трактуется как комплекс нормативных законодательных и договорных актов, которыми руководствуются при реализации миграционной политики. Конструктивная миграционная политика, по мнению большинства исследователей, должна содействовать достижению наиважнейших общественных целей, таких как развитие рыночных отношений, построение демократического общества, соблюдение прав человека, интеграция в международный рынок труда, укрепление безопасности страны. Миграция не может не способствовать вовлечению страны в процесс глобализации и помогать адаптироваться к ней. Низкая эффективность управления международной трудовой миграцией из Украины, а то и неуправляемость ею вследствие нелегального характера вынуждает трудовых мигрантов использовать для достижения своих целей миграционные сети. В состав миграционных сетей включают как маршруты поездок, так и устойчивые партнерские связи, мигрантские устойчивые “опорные базы” в принимающей стране. В соответствии с сетевой теорией миграции позитивные внешние эффекты вследствие концентрации иммигрантов с аналогичными характеристиками, в частности, говорящих на одном языке, облегчают поиски рабочего места, жилья, получения денег в кредит, усвоение чужого языка, интеграцию в новую культуру и т.п. Миграционные сети возникают автоматически, эмиграция трансформирует обычные сети, такие как родство и дружба, в потенциальный источник общественного капитала, который потенциальные мигранты могут использовать для получения доступа к высокооплачиваемой работе за рубежом. Воспроизводство миграционных сетей провоцируется трудностями трудоустройства внешних трудовых мигрантов в странах приложения труда. При доминировании в составе внешних трудовых мигрантов нелегальных мигрантов тенденция к росту объемов обеспечивается посредством роста миграционных сетей, оттесняя на задний план или делая лишней вербовку посредством специальных агенций по трудоустройству за границей. Миграционные сети поддерживают миграционный поток даже тогда, когда ослабевают объективные связи, возбудившие его. Глобализация рынка высококвалифицированного труда основывается на масштабных сетевых инвестициях. Мигранты в высших профессиональных группах уже в меньшей мере склонны полагаться на миграционные сети, основанные на родственных связях, чем на те, в основе которых лежат связи с коллегами и бывшими соучениками по университету. Эффективное функционирование внешней трудовой миграции населения без воздействия со стороны государства является невозможным. В наибольшей мере регулированию со стороны государства поддаются те составляющие внешней трудовой миграции, которые находят свою реализацию на территории страны выхода внешних трудовых мигрантов. Роль государств выхода трудовых мигрантов не сводится только к формированию инфраструктуры управления внешней трудовой миграцией, она предполагает и прямое воздействие на данный процесс. В Украине регулирование внешней трудовой миграции осуществляется на основе положений нескольких законов, что не позволяет разработать и внедрить целостный механизм регулирования трудовой миграции. Необходимость принятия соответствующего закона о внешней трудовой миграции уже стоит на повестке дня. Без налаженной системы каналов, по которым осуществляется обеспечение миграционных законов (судебная система, профессиональные союзы, протестная активность населения, средства массовой информации и т.п.), соблюдение этих законов не может не встречать трудностей. К сожалению, отечественная практика исходит из того, что после принятия любого миграционного законодательного акта его выполнение обеспечивается само по себе. Задача состоит не только в совершенствовании существующего миграционного законодательства, но и согласовании его положений с жилищным, пенсионным, трудовым и т.п. законодательством. Из объектов миграционной инфраструктуры в первую очередь необходимо было бы создать базу данных желающих выезжать на заработки за границу, государственное агенство, на первых порах хотя бы одно, в котором были бы и консультационный пункт, и страховая компания, и банк, кредитирующий выезжающих. Международная миграция часто в меньшей степени подвержена влиянию условий на рынках труда, чем на других рынках. Взаимодействие миграционной и экономической политики, в частности политики на рынке труда в Украине остается слабым звеном. Правда, эффективного механизма встраивания политики в области трудовой миграции в общую экономическую и социальную политику не найдено и в других странах. Не способствует разработке такого механизма широкая трактовка экономических мероприятий, включая в их состав административные. Если административные меры миграционной политики, как утверждается, по сути носят экономический характер воздействия, но косвенным путем, то нужно ли их еще подкреплять экономическими стимулами, т.е. экономическими мерами миграционной политики. “Чистые” административные мероприятия миграционной политики требуют очень осторожного подхода к реализации. В частности, представляется нецелесообразным реализовывать предлагаемое иногда с целью уменьшения выездов на работу за границу установление лимита заграничных паспортов. Пассивность Украины в решении проблем международной миграции будет вести к все большим экономическим и социальным потерям. Отдача приоритета международной трудовой миграции из Украины в составе других миграционных потоков (нелегальных транзитных мигрантов, этнических, “проданных” женщин и т.п.) уже вызрела. Традиционными методами при существующей структуре управления данную задачу решить невозможно. Нетрадиционные мероприятия миграционной политики необходимо научно обосновать, разработать, апробировать, создать организационные механизмы для их реализации, что не может не вызвать сопротивления со стороны как научных, так и управленческих структур. Все более необходимой становится разработка концепции занятости населения Украины за границей, в которой должна быть отражена политика государства, определены принципы, цели, задачи, направления организации внешней трудовой миграции, механизм государственного влияния и контроля. Учитывая ограниченные возможности государства, прежде всего финансовые, в решении проблем внешних трудовых мигрантов, необходимым является сосредоточение усилий на устранении преград по их самореализации, на поддержку их инициативы. Решение проблемы внешней трудовой миграции многими исследователями и управленцами традиционно видится в заключении двухсторонних межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров по трудоустройству и социальной защите работающих за пределами государства граждан Украины. Однако мировой опыт свидетельствует, что потенциал таких двухсторонних соглашений и договоров уже в значительной мере исчерпал себя. На двадцать второй сессии Международной конференции труда в 2004 г. отмечалось, что призыв к странам происхождения и назначения наладить сотрудничество в целях защиты прав мигрантов, снижения незаконной или нерегулируемой миграции и борьбы с расизмом и ксенофобией, содержащийся в принятой в 1994 г. на Международной конференции по народонаселению и развитию Программе действий, не нашел полной поддержки; дальнейшее развитие событий только ослабило потенциал и решимость заключения соглашений между странами происхождения и назначения в целях управления процессом миграции. Заключение двухсторонних соглашений в области трудовой миграции между Украиной и странами Европейского Союза в ближайшей перспективе является малореальным. Нежелание стран Европы заключать двухсторонние соглашения с Украиной и другими стра- нами-соседями свидетельствуют не только и не столько о том, что стран импортеров устраивает положение, сложившееся в сфере трудовой миграции, сколько поиск коллективных, на уровне всего этого регионального объединения решений. Поэтому вывод, что расширение ЕС делает поиск работы для украинских трудовых мигрантов более длительным и более сложным, представляется отдельными авторами как само собой понимающимся. Занятость украинских трудовых мигрантов в России в таких условиях можно и необходимо рассматривать также в плане уменьшения давления на рынок труда ЕС. Все же выработка общей миграционной политики в региональных объединениях, не только в слабо интегрированных (типа СНГ), но и в таких как ЕС встречается с большими трудностями. Утешает ли “право свободного выезда” миллионы внешних трудовых мигрантов из Украины, которые еще вчера даже в мыслях не представляли такие поездки, вопрос риторический. Высокая ориентированность на труд за рубежом свидетельствует не только о потенциале внешней трудовой миграции, но и выступает способом демонстрации отрицательного отношения к происходящему в экономике страны. Украина не принадлежит к числу высокоразвитых стран. Свою ренту отсталости она платит не только сырьем и продукцией первичной переработки сырья, но и человеческими ресурсами. Поскольку тенденции перелива большей части богатств в высокоразвитые страны независимо от стран их создания является общемировой, снижение объемов потоков трудовых мигрантов из Украины до минимально допустимого уровня является пока нереальным. Задача состоит в оптимизации величины и структуры данных потоков, повышения их эффекта.
|
|