|
8.1. Правовое регулирование и правовое воздействие
Некоторые учёные не проводят никакого различия между этими понятиями. Тем не менее, согласно наиболее распространённой точке зрения, понятие «правовое воздействие» более широкое, чем понятие «правовое регулирование». Правовое регулирование рассматривается как основная форма воздействия права на общественные отношения. Но наряду с ним существует также идеологическое воздействие права на общественные отношения. Идеологическое воздействие права на общественные отношения выражается в информационном и ценностно-ориентационном воздействии (воспитательное воздействие). Право всегда содержит в себе и несёт в сознание людей определённую информацию - в этом заключается информационное воздействие права на общественные отношения. Руководствуясь нормами права, люди ориентируют своё поведение на совершение или несовершение тех или иных поступков. Таким образом, ценностно-ориентационное воздействие права на общественные отношения выражается в том, что право, его нормы, определяют поведение людей и направляют это поведение в определённое русло, т.е. право ориентирует поведение людей определённым образом. Информация, которую несёт право, всегда создаёт в поведении людей определённую ориентацию. Идеологическое воздействие права на общественные отношения, существующее наряду с регулирующим воздействием, является побочным, т.е. оно не является основной формой воздействия права на общественные отношения
Идеологическое воздействие может иметь место как в процессе правового регулирования, т.е. может осуществляться как наряду с регулирующим воздействием, так и может предшествовать ему. К примеру, если нормативно-правовой акт принят и уже вступил в силу, то информационное и ценностно-ориентационное воздействие (воспитательное) осуществляется параллельно с регулирующим воздействием. В том случае же, если новый закон принят и опубликован в печати, но ещё не вступил в силу - несмотря на то, что нормативно-правовой акт ещё не начал действовать, его нормы уже оказывают на общественные отношения информационное воздействие.
Некоторые авторы выделяют (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, Н.И. Матузов, В.В. Лазарев и др.) информационную, воспитательную и социальную форму воздействия на общественные отношения.
Информационный (информационно-психологический, мотивационный) аспект характеризуется воздействием прескрептивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь выделяются два основных юридических средства - правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается, в отличие от предыдущего, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям, во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (т.е., «в воспитании народной психики в направлении, соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм» (Л.И. Петражицкий). Имеется ввиду, обще идеологическое влияние правовой действительности на формирование в сознание людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью и взаимодействием правовых и других социальных факторов (экономических, нравственных, экологических, политических и др.), принимающих участие и влияющих на функционирование права. Основные черты правового регулирования: 1) это определённое воздействие (одна из форм воздействия права на общественные отношения); 2) это воздействие на общественные отношения, которое осуществляется государством, т.е. оно есть прерогатива государства, ибо никто больше не может использовать такое регулирование; 3) это воздействие на общественные отношения которое осуществляется при помощи норм позитивного права, а также других правовых средств (например, различные индивидуальные правовые акты, т.е. акты применения права, правоотношения и т.д.); 4) это воздействий на общественные отношения, имеющее своей целью их упорядочение, приведение в определённую систему. Этот признак выделяют не все ученые-юристы. В результате такого воздействия в обществе складывается определённый правопорядок.
|
|