|
§ 2. Всеобщность социального обеспечения и многообразие его форм и видов
В первые годы после Второй мировой войны социальным обеспечением охватывалась часть населения Восточной Европы: рабочие и частные служащие и члены их семей, на которых распространялась система социального страхования, причем некоторые наемные работники (например, сельскохозяйственные рабочие) не подлежали социальному страхованию; государственные служащие, военнослужащие и приравненные к ним. Вне системы социального страхования были крестьяне, лица, занятые самостоятельной хозяйственной деятельностью (ремесленники, кустари и т. п.), лица свободных профессий. Развитие социального обеспечения в послевоенный период шло по пути расширения круга обеспечиваемых. Системой социального страхования были охвачены все работающие по найму, постепенно социальное обеспечение стало распространяться на членов производственных кооперативов, крестьян, а также самостоятельно хозяйствующих лиц. Так, уже Закон Болгарии о пенсиях 1957 г. предусматривал пенсионное обеспечение не только рабочих и служащих, военнослужащих и приравненных к ним, но и занятых самостоятельной хозяйственной деятельностью, лиц свободных профессий. С развитием системы социальной помощи социальным обеспечением в странах Восточной Европы охватываются все граждане, а в ряде случаев и проживающие в них иностранцы и лица без гражданства. Социальное обеспечение осуществляется в первую очередь в форме обязательного социального страхования, которое организационно часто делится по контингенту застрахованных и направлениям деятельности. Так, в большинстве стран кроме общей системы социального страхования работающих по найму функционируют отдельные системы социального страхования крестьян, самостоятельно хозяйствующих лиц, лиц свободных профессий. В большинстве стран социальное страхование подразделяется по фондам обеспечения: пенсионное страхование, медицинское (больничное) страхование (выплата пособий по болезни, в связи с материнством, а иногда и финансирование медицинского обслуживания), страхование по безработице. Значительная часть социального обеспечения выделяется как особое направление социальной деятельности государства и осуществляется за счет специальных государственных фондов. Это — пенсионное обеспечение во еннослужащих и приравненных к ним лиц, особенно развита система социальной помощи. Государство участвует своими средствами в некоторых страховых фондах или при обеспечении этими фондами некоторых категорий граждан (например, участников Второй мировой войны). Социальным обеспечением охватывается множество жизненных рисков. Оно обеспечивает пенсионирование при наступлении старости, за выслугу лет (военнослужащие), в случае инвалидности, потери кормильца, выплату пособий при временной нетрудоспособности, материнстве, оказание материальной помощи семье в воспитании детей, престарелым, инвалидам детства, малоимущим гражданам и т.д. Законодательной практике стран Восточной Европы свойственна тенденция введения все новых видов и оснований выплат, причем в ряде случаев такого рода обеспечение вводилось в них раньше, чем в нашей стране (например, пособия на детей, пособия матерям, временно прекратившим работу в связи с уходом за малолетним ребенком, пособия по безработице). Широкое развитие социального обеспечения и соответственно законодательства о социальном обеспечении еще в 60- е годы поставило перед правовой наукой проблему самостоятельности отрасли права социального обеспечения. Обсуждение этой научной проблемы, особенно оживленное в 70-е годы, привело к признанию учеными большинства стран сначала самостоятельности науки, а в дальнейшем — и самостоятельности отрасли права социального обеспечения. При решении этой проблемы исходными пунктами были специфичность предмета — общественных отношений социального обеспечения и специфичность метода их правового регулирования. Признавая это, некоторые ученые ряда стран (Болгарии, Польши, Румынии) выдвигали как условие выделения социального обеспечения в самостоятельную отрасль права кодификацию социального законодательства, хотя более или менее конкретных предложений о характере, объеме и структуре предлагаемой кодификации внесено не было.
|
|