|
§ 1. Социальное законодательство стран Восточной Европы
Во всех странах Восточной Европы, особенно после окончания Второй мировой войны, создано развитое и прогрессивное социальное законодательство. Характеризуя современное его состояние, нужно иметь в виду связь с законодательством, созданным до социально-экономических преобразований конца 80- х — начала 90- х годов XX в., и тенденции, проявившиеся в новых условиях. В 90-х годах произошли значительные изменения в социальном законодательстве всех стран Восточной Европы. Полностью обновлено законодательство Союзной Республики Югославии — СРЮ (основная часть распавшейся СФРЮ — Сербия и Черногория), где были приняты такие основополагающие законы, как Закон о социальной помощи (Сербия, 1991 г.), Закон о медицинском страховании (Сербия, 1992 г.), Закон об основах пенсионного страхования (СРЮ, 1996 г.), Закон о пенсионном страховании (Сербия, 1996 г.) и другие акты. Для нового югославского законодательства характерно использование опыта законодательства СФРЮ в этой сфере и сохранение достигнутого уровня социальных гарантий. Пакет социальных законов был принят в Венгрии в 1997 г.: Закон об обеспечении по социальному страхованию и праве на частную пенсию, а также о фондах обеспечения; Закон о пенсионном обеспечении по социальному страхованию; Закон о частной пенсии и частных пенсионных кассах; Закон об обслуживании по обязательному медицинскому страхованию. Был изменен принятый в 1993 г. Закон о социальном обслуживании и социальном обеспечении. Новое венгерское законодательство в определенной степени снижает уровень социальных гарантий: повышено требование по пенсионному возрасту, особенно для женщин, проведен отказ от льгот в связи с условиями труда при пенсионировании, произошло некоторое снижение размера пособий и др. В Польше Законами от 13 октября 1998 г. о системе социального страхования и от 17 декабря 1998 г. о пенсиях из Фонда социального страхования внесены существенные изменения — прежде всего в пенсионное обеспечение. В соответствии с этими Законами происходит переход к накопительной системе обеспечения пенсиями по старости, введена паритетность уплаты страховых взносов работодателем и застрахованным, изменен порядок расчета пенсий застрахованным, не включенным в накопительную систему пенсионирования. Законом от 25 июня 1999 г. по-новому урегулировано обеспечение денежными пособиями в случае болезни и материнства. Внесены изменения в ряд специальных законов: в Закон об обеспечении в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием 1975 г. (в редакции 1983 г. с последующими изменениями и дополнениями) и ряд других законов. Принятым в Болгарии 2 декабря 1999 г. Кодексом обязательного социального страхования и принятыми до этого Законом о защите при безработице и стимулировании занятости 1997 г., Законом о медицинском страховании 1998 г. и Законом о социальной помощи 1998 г. было проведено полное обновление болгарского социального законодательства, действовавшего с многочисленными изменениями и дополнениями в отношении ряда пособий с 1951 г., а в отношении пенсионного обеспечения — с 1957 г. Существенные изменения произошли в пенсионном обеспечении: повышены, например, требования при назначении пенсий по страховому стажу и возрасту; как в Венгрии и Польше, вводится накопительная система пенсионирования, установлено правило о постепенном переходе к паритетной уплате страховых взносов в различные страховые фонды работодателем и работником. В Чехии новыми законами были решены две проблемы: пенсионирова-ние и социальная поддержка (помощь). Новый чешский Закон о пенсионном страховании 1995 г. повысил пенсионный возраст (особенно женщин) и отказался от льгот при назначении пенсий и повышенного их размера в связи с условиями труда. Новые решения даны и Законом о социальной поддержке 1993 г. Наряду с этим новым законодательством сохраняет силу Закон о больничном страховании 1956 г., который около 25 раз подвергался изменениям и дополнениям (наиболее важные — снижение размера пособий по временной нетрудоспособности, передача выплаты пособий на детей из больничного страхования в систему социальной поддержки) и ряд других. Введение новых условий пенсионирования в Болгарии, Венгрии, Польше и Чехии предусматривает возможность применения в течение длительного переходного периода условий обеспечения пенсиями по нормам отмененного законодательства, если это более выгодно для выходящего на пенсию работника. Румынское законодательство сложилось в основном в 70- е годы. Основной закон — Закон о пенсиях по государственному социальному страхованию и социальной помощи 1977 г., ряд положений которого изменен в 90- е годы. В Румынии продолжают действовать и другие старые акты, например о предоставлении государственных пособий на детей 1960 г., о предоставлении материального обеспечения по государственному социальному страхованию 1965 г., которые также не раз изменялись. Во всех странах указанные основные законы не исчерпывают всего социального законодательства. Общие акты дополняются специальными, касающимися отдельных категорий граждан, отдельных видов обеспечения. Новые социально-экономические условия вызвали необходимость введения новых видов обеспечения и обслуживания. Так, массовая безработица потребовала во всех странах введения пособий по безработице, имущественное расслоение общества привело к широкому развитию и соответственно правовому регулированию социальной помощи малоимущим.
|
|