|
§ 1. Общие вопросы использования искусственных спутников Земли для целей электросвязи
С началом космической деятельности государства, осуществляющие эксплуатацию космической техники, стали использовать ее в прикладных целях. Одним из направлений такого использования космической техники стала спутниковая электросвязь. Поскольку использование спутниковой электросвязи является одним из элементов всей проводимой космической деятельности, принципы и нормы международного космического права в полном объеме распространяются и на этот вид космической деятельности. На деятельность государств в области осуществления спутниковой электросвязи распространяются также принципы общего международного права. К числу источников правового регулирования спутниковой электросвязи следует отнести в первую очередь документы и решения Международного союза электросвязи. Первая Международная конвенция по вопросам электросвязи была принята в Париже 17 мая 1865 г. 20 государствами (в том числе и Россией), которые установили Регламент телеграфной связи. Тогда же был основан Международный телеграфный союз, позднее переименованный в Международный союз электросвязи (МСЭ). Сегодня Международный союз электросвязи — это специализированное учреждение ООН, объединяющее 174 государства. Основные цели МСЭ заключаются в обеспечении и расширении международного сотрудничества между всеми членами Союза для усовершенствования и рационального использования электросвязи, а также оказания технической помощи развивающимся странам в области электросвязи. Полномочная конференция МСЭ, проведенная в 1989 г. в Ницце (Франция), произвела разделение ранее действовавшей Конвенции МСЭ (Найроби, 1982 г.) на два документа: Устав — основной документ Союза, содержащий наиболее фундаментальные принципы устройства и деятельности МСЭ, и собственно Конвенцию, дополняющую Устав и содержащую более подробные сведения о структуре Союза, целях, методах работы и взаимодействии ее органов. При этом предполагалось, что тексты Устава должны быть более стабильными и корректироваться только при достаточно высоком уровне согласия между членами Союза, в то время как тексты Конвенции можно было бы изменять с учетом потребностей быстро меняющихся условий развития средств электросвязи. Кроме Устава и Конвенции документами, обязательными для выполнения членами МСЭ, являются Регламент международной электросвязи и Регламент радиосвязи, тексты которых разрабатываются на соответствующих административных Конференциях МСЭ. В целях повышения эффективности и оперативности работы МСЭ и его органов Полномочная конференция МСЭ 1989 г. приняла решение о создании Комитета высокого уровня (КВУ) «для проведения глубокого пересмотра структуры и методов работы Союза с целью изучения и, если необходимо, рекомендации мер, обеспечивающих более высокую экономическую эффективность во всех органах МСЭ и между ними, путем улучшения структуры, организации, финансов, персонала, процедур и координации». При этом Полномочная конференция МСЭ предусмотрела возможность созыва в случае необходимости дополнительной Полномочной конференции МСЭ для рассмотрения итогов КВУ и соответствующего пересмотра текстов Устава и Конвенции МСЭ. Учитывая важность и большой объем изменений, предлагаемых в отчете КВУ, Административный совет МСЭ счел необходимым созвать дополнительную Полномочную конференцию МСЭ, посвященную пересмотру структуры и методов работы МСЭ в свете рекомендаций КВУ и предложений членов МСЭ. Дополнительная Полномочная конференция МСЭ (ДПК-92) была созвана в Женеве (Швейцария) 7— 22 декабря 1992 г. для решения следующих основных вопросов: — рассмотрения результатов изучения структуры и методов работы МСЭ, изложенных в Отчете КВУ. Такое рассмотрение должно основываться на предложениях членов Союза в отношении Отчета КВУ; — пересмотра текстов Устава и Конвенции МСЭ, разработанных Полномочной конференцией МСЭ 1989 г. В Конференции приняло участие около тысячи представителей от 130 стран, международных организаций и признанных частных эксплуатационных агентств. Конференция сохранила практически без изменений формулировку целей Союза, несколько усилив положения, определяющие цели Союза в отношении оказания помощи развивающимся странам. Кроме того, в цели Союза включено «содействие распространению преимуществ последних технических достижений в области электросвязи для всего населения Земли», а также более широкому подходу к вопросам электросвязи путем сотрудничества с другими всемирными и региональными межправительственными организациями и неправительственными организациями электросвязи. ДПК-92 сохранила и природу Союза как межправительственной организации. Однако следует отметить тенденцию к расширению круга участников деятельности Союза за счет более широкого привлечения представителей частного сектора, что могло бы облегчить финансовое бремя, которое несут страны — члены МСЭ, и оживить работу органов МСЭ, определяющих направления технического прогресса в области электросвязи. Верховным органом МСЭ остается Полномочная конференция, созываемая раз в четыре года. После окончания одной Полномочной конференции и до созыва следующей руководство МСЭ осуществляется созываемым обычно раз в год Советом, действующим от имени предыдущей Полномочной конференции и выполняющим функции, принадлежавшие ранее Административному совету. Повседневная работа Союза, как и ранее, осуществляется под руководством Генерального секретаря МСЭ. Предусматривается, что члены МСЭ и другие участники его деятельности будут решать вопросы на: — всемирных конференциях радиосвязи, которые могут полностью или частично пересматривать Регламент радиосвязи, и региональных конференций радиосвязи; — ассамблеях радиосвязи, которые заменили пленарные ассамблеи МККР; — всемирных конференциях стандартизации электросвязи, которые заменили пленарные ассамблеи МККТТ; — всемирных и региональных конференциях развития электросвязи. Конференция сохранила принцип разделения членов МСЭ по административно-географическим районам A, B, C, D, E с целью осуществления справедливого географического распределения выборных постов. Район «С» (Восточная Европа и Северная Азия), в которые ранее входили СССР, Украина, Белоруссия, восточноевропейские социалистические страны и Монголия, сохранился и стал более многочисленным в результате распада Советского Союза и выделения из Югославии Боснии, Герцеговины, Словении и Хорватии. В настоящее время в состав района «С» входят: Россия, Украина, Беларусь, Азербайджан, Армения, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Узбекистан, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Босния, Герцеговина, Словения, Хорватия, Югославия и Монголия. Наиболее существенно структурные изменения затронули Международный консультативный комитет по радио (МККР) и Международный комитет регистрации частот (МКРЧ). Согласно решениям Конференции, МККР и МКРЧ объединены в общем Секторе радиосвязи и, соответственно, их специализированные секретариаты соединяются, образуя Бюро радиосвязи. Функции Сектора радиосвязи определены следующим образом: — обеспечение рационального, справедливого, эффективного и экономичного использования радиочастотного спектра всеми службами радиосвязи, включая те, которые используют геостационарную орбиту, в соответствии со ст. 44 Устава МСЭ; — проведение исследований без ограничения диапазона частот и принятие рекомендаций по вопросам радиосвязи. Сектор стандартизации электросвязи (ССЭ) создан на базе Международного консультативного комитета по телеграфии и телефонии (МККТТ). Функции ССЭ сформулированы следующим образом: «изучение технических, эксплуатационных и тарифных вопросов и принятие рекомендаций по ним с целью стандартизации электросвязи на всемирной основе». Стандартизация электросвязи — это новое направление деятельности МСЭ, ответ на пожелания многих стран с учетом возрастающей потребности в унификации средств в мировом масштабе. Сектор развития электросвязи (СРЭ) образован на базе Бюро развития электросвязи с целью организации помощи развивающимся странам в развитии их сетей электросвязи. Полномочная конференция МСЭ в Киото в 1994 г. приняла поправки к Уставу и Конвенции, которые получили название Поправочный документ к Уставу и Конвенции. Организация Объединенных Наций занимается вопросами, касающимися спутниковой электросвязи, через свой Комитет по космосу. Одним из наиболее сложных вопросов, на протяжении многих лет рассматриваемых в специально созданной Комитетом по космосу Рабочей группе, было непосредственное телевизионное вещание (НТВ), что означает передачу через спутник телевизионного сигнала, который может приниматься пользователем напрямую на параболическую антенну с малым диаметром (от 60 см до 1 м). Отдельные аспекты спутниковой электросвязи продолжают находиться в поле зрения Комитета ООН по космосу и его Научно-технического и Юридического подкомитетов. Среди многосторонних договоров, регламентирующих прикладную деятельность в области спутниковой электросвязи, следует выделить межправительственные соглашения о создании глобальных и региональных организаций спутниковой связи — ИНТЕЛСАТ (20 августа 1971 г.), ИНТЕРСПУТНИК (15 ноября 1971 г.), ИНМАРСАТ (3 сентября 1976 г.), АРАБСАТ (1976 г.), ЕВТЕЛСАТ (1982 г.) и РАСКОМ (1992 г.). Помимо учредительных соглашений (Конвенции), большинство международных организаций спутниковой связи имеют и так называемые эксплуатационные соглашения, относящиеся к категории международных межведомственных договоров.
|
|