|
§ 6. Выборы Президента Российской Федерации. Порядок вступления в должность Президента Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Выборы Президента Российской Федерации проводятся на основании Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации». Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации: занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд; имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или ной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; в отношении, которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока. Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. были внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», в соответствии с которыми установлено, что не может быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации: осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого или (и) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; а также другие категории граждан Российской Федерации, неизбирае- мость которых предусмотрена п.п. 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации». Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, являются обязательными. Обязательность выборов Президента Российской Федерации, предусмотренная ч. 1 статьи 5 Федерального закона, обеспечивается прежде всего условиями и процедурой назначения выборов. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о проведении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента Российской Федерации. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты только политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. При этом те политические партии, кто доказал свою состоятельность на выборах депутатов Государственной Думы, то есть преодолел 7-процентный барьер и получил депутатские мандаты, освобождаются от обязанности собирать подписи в поддержку выдвинутого кандидата. Выдвижение кандидата политической партией производится после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской федерации» политическая партия «вправе вдвинуть только одного кандидата», а это означает, что в Российской Федерации альтернативные выбор Главы государства осуществляются (реальны) только на межпартийном уровне; внутрипартийная альтернативная состязательность кандидатов на стадии предвыборной агитации в ходе избирательной кампании федеральным законодательством не предусмотрена и, следовательно, она не допускается (?!). Партии, не преодолевшие 7-процентный барьер, для регистрации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны собрать в поддержку их кандидата подписи двух миллионов избирателей - граждан Российской Федерации. Самовыдвижение предполагает, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. Для проведения избирательной кампании кандидат обязан создать собственный избирательный фонд. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей. Основные расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями по выборам Президента Российской Федерации за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, что способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в алфавитном порядке, при этом, в числе сведений, которые должны содержаться в избирательном бюллетене, обязательно указываются: слова «выдвинут политической партией» если кандидат вдвинут политической партией, если кандидат сам вдвинул свою кандидатуру - слово «самовыдвижение». Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов представляют собой завершающую, самую ответственную стадию избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации. Результаты выборов определяет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из (от) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленного образца, обнаруженных в ящиках для голосования. Повторное голосование проводится в том случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов (то есть, по результатам голосования в первом туре) не был избран на должность Президента Российской Федерации. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается тот зарегистрированный кандидат, который получил при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2003 г., вступает в должность по истечении четырех (в последующем - шесть) лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации. В статье 82 Конституции Российской Федерация установлено, что при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. При всей своей декларативности торжественное обязательство (присяга) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы имеет большое общественно-политическое значение. Это обязательство является одним из ключевых элементов легитимности института президентства, неотъемлемым условием доверия народа к главе государства и важным моральным ограничителем для главы государства, если он окажется перед искушением нарушить те или иные правовые нормы. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий главы государства с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации определены, как мы уже говорили, в статьях 92 и 93 Конституции Российской Федерации. К числу таких случаев относятся: 1) отставка Президента Российской Федерации; 2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешение от должности. Первый случай предполагает наличие заявления самого Президента. В какой форме оно должно быть представлено, законодательство Российской Федерации не предусматривает. Заявление Ельцина Б.Н. о досрочном сложении своих полномочий Президента Российской Федерации, о чем он объявил 31 декабря 1999 г., было представлено в Совет Федерации, который своим постановлением от 5 января 2000 г. назначил досрочные выборы Президента Российской Федерации. Что касается второго случая, то есть досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации по состоянию здоровья, то ч. 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации указывает только лишь на то, что это должна быть «стойкая неспособность». Следовательно, в данном случае, по всей видимости, речь идет не о кратковременном заболевании, а о болезни, делающей невозможным исполнение обязанностей Президента Российской Федерации. К сожалению, этот вопрос в нашем законодательстве не урегулирован. Третий случай досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации предполагает принудительные действия - отрешение от должности, о чем мы уже говорили, рассматривая на вопрос об ответственности Президента Российской Федерации. В тех исключительных случаях (помимо конституционно закрепленных случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации), когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, в целях обеспечения непрерывности осуществления государственной власти, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, он своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных ч. 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Если же в силу исключительных обстоятельств Президент Российской Федерации не в состоянии ни выполнять свои полномочия, ни возложить своим решением исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации временно исполняет их в точном соответствии с положениями, содержащимися в ч. 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. В указанных случаях ограниченное во времени исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации имеет место соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
|
|