Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 5. Организационные формы и методы деятельности Президента Российской Федерации

  Деятельность Президента Российской Федерации по осуществлению конкретных задач, функций и реализации принадлежащих ему полномочий обеспечивается объединением индивидуальных усилий Президента Российской Федерации и создаваемых координационных, консультативных и иных структурных подразделений (органов) при Президенте Российской Федерации. Именно организационные формы и используемые организационные методы составляют те структурные элементы, с помощью которых реализуется президентская власть.
  Ключевым для рассмотрения вопросов, относящихся к организации работы Президента Российской Федерации в процессе реализации функций президентской власти, являются понятия и содержание организационных форм и организационных методов.
  Организационные и организационно-правовые формы реализации президентской власти. При определении понятия организационной формы, применительно к реализации президентской власти, следует исходить из того, что деятельность Президента Российской Федерации осуществляется, главным образом, в форме индивидуальной властной деятельности.
  Вместе с тем наряду с индивидуальной властной президентской деятельностью Президент Российской Федерации использует также отдельные коллективные организационно-правовые структурные формы, включаемые в единую систему президентской власти.
  Такими структурными подразделениями являются вспомогательные органы, создание которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации, а также и те, которые образуются по инициативе Президента Российской Федерации.
  В соответствии с п. «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, правовое положение которого определено Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» и Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 г. Совет Безопасности является органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента Российской Федерации, иные решения - протокольно.
  С Советом Безопасности тесно связан Совет обороны Российской Федерации, созданный Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1996 г.; возглавляет Совет обороны Президент Российской Федерации. Совет обороны является постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности по стратегическим вопросам оборонной политики. Совет обороны вырабатывает решения по таким важнейшим вопросам, как меры по подготовке к защите Российской Федерации от вооруженного нападения, выработке общей концепции военного строительства, координации и контроля деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
  Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. образован Государственный Совет Российской Федерации; этим же Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о Государственном Совете Российской Федерации. К числу основных задач Государственного Совета, в частности, относится: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации. Государственный Совет Российской Федерации возглавляет Президент Российской Федерации; решения Государственного Совета могут оформляться указами Президента Российской Федерации, а при необходимости принятия федеральных законов или внесения в них изменений проект соответствующего федерального закона вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации.
  Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации является координационным центром при Президенте Российской Федерации, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
  При Президенте Российской Федерации действуют Советы, комиссии по культуре и искусству, по правам человека, по проблемам гражданского общества и др. Во всех подобных случаях Президент Российской Федерации определяет состав конкретных совещательных и консультативных органов, определяет их правовое положение. Рекомендации и заключения соответствующих Советов, Комиссий при Президенте Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, направляются Президенту Российской Федерации и соответствующему органу государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопроса по существу и о принятых решениях и результатах их рассмотрения соответствующим органом государственной власти доводится до сведения Президента Российской Федерации
  Организационно-правовые методы реализации президентской власти. Президентская власть в Российской Федерации реализуются как посредством организационно-правовых форм, то есть, посредством использования и применения разнообразных способов, приемов, средств, с помощью которых достигаются поставленные цели и задачи. Поскольку деятельность Президента Российской Федерации в целом не что иное, как осуществление государственной власти, постольку методы его (Президента Российской Федерации) работы в своей совокупности есть методы реализации функций государства в государственной, административно-политической, социально-культурной областях жизнедеятельности государства и общества. При этом одни из них представляют собой непосредственное выражение этого руководства, например, принятие решения в форме указа Президента Российской Федерации, другие служат обеспечению эффективности руководства, например, поручение Президента Российской Федерации соответствующему органу государственной власти принять меры по устранению установленных недостатков в его работе.
  Наряду с правовыми методами (принятие указов, распоряжений) в деятельности Президента Российской Федерации используются различные организационные методы. В данном случае организационный метод указывает (определяет) непосредственно на то, как данная форма работы функционирует, на то, как должны взаимодействовать различные организационные формы, с помощью каких средств должны использоваться возможности данных организационных форм в целях эффективной деятельности президентской власти.
  Полагаем, что основным организационно-правовым методом деятельности Президента Российской Федерации, то есть реализации президентской власти, является:
  определение основных направлений внутренней и внешней политики российского государства;
  выработка решений по вопросам, связанным с реализацией президентского послания, а также по вопросам, решения по которым принимались координационными, консультативными органами Российской Федерации и координационными, консультативными органами при Президенте Российской Федерации;
  организация и проверка исполнения поручений, предписаний президентского послания, рекомендаций координационных, консультационных органов при Президенте Российской Федерации; организационными формами в данном случае выступают заседания соответствующих координирующих, консультационных органов;
  К числу организационно-правовых методов реализации президентской власти следует отнести также: информационное обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и необходимую организацию координации деятельности органов государственной власти.
  Президент Российской Федерации в процессе реализации принадлежащих ему полномочий как главы государства опирается на большое число помощников, советников и других специалистов, которые объединены в единой структуре - Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с п. «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Правовое положение Администрации Президента 372 утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
  Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства. Ведущую роль в аппарате Президента Российской Федерации играет Руководитель Администрации. Это должностное лицо обладает правом представлять кандидатуры Президенту Российской Федерации на все ведущие должности в Администрации, распределяет обязанности между должностными лицами Администрации, распоряжается финансовыми средствами Администрации.
  Основными функциями Администрации Президента Российской Федерации являются: подготовка законопроектов для внесения их в Государственную Думу в форме законодательной инициативы Президента Российской Федерации, подготовка проектов указов Президента Российской Федерации и представление их к опубликованию; обеспечение деятельности Совета Безопасности и Совета обороны Российской Федерации; осуществление контроля и проверка исполнения федеральных законов и указов Президента; обеспечение взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций; обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, их территориальных органов и органов власти субъектов Российской Федерации; обеспечение реализации государственной политики в области кадров и государственной службы и др.
  Выполняя эти общие функции, Администрация взаимодействует с Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации и другими федеральными органами государственной власти; обеспечивает координацию деятельности федеральных органов государственной власти по реализации основ государственной политики в области обеспечения прав человека и гражданина, свободы средств массовой информации и др., что может оказывать влияние на реализацию функций президентской власти в Российской Федерации.


 
© www.txtb.ru