Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2. Государственно-правовой статус РСФСР, как союзной республики, в составе Союза ССР (30.12.1922 г. - 08.12.1991
г.)

  В соответствии с Договором об образовании Союза ССР, республики, вошедшие в состав союзного государства, стали именоваться союзными республиками. В таком правовом статусе РСФСР пребывала вплоть до прекращения деятельности Союза ССР в декабре 1991 года. Следовательно, это был уже второй этап развития федеративного устройства в России.
  Став союзной республикой в составе Союза ССР, РСФСР, следовательно, значительно изменила свой государственно-правовой статус.
  Согласно Конституции РСФСР, принятой 11 мая 1925 года, в соответствии с требованиями Конституции СССР 1924 года, был ограничен круг полномочий высших органов государственной власти республики: союзным органам были переданы внешние сношения, оборона, руководство транспортом и связью. Однако Российская Федерация и в составе Союза ССР оставалась суверенным государством, хотя пределы ее самостоятельного властвования ограничивались вопросами, отнесенными к ведению Союза ССР.
  Важным этапом в дальнейшем государственно-правовом строительстве РСФСР было принятие Конституции РСФСР 21 января 1937 года. Эта Конституция закрепила в составе РСФСР 16 автономных республик, 5 автономных областей, которые перечислялись в тексте Конституции.
  12 апреля 1978 года была принята новая Конституция РСФСР, которая вновь подтвердила суверенный статус РСФСР. В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. в составе Российской Федерации состояли (это конституционная формула - И.Б.) 16 автономных республик; в ней также имелись 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали именоваться национальные округа - И.Б.). Все они были перечислены в статье 70 Конституции РСФСР.
  В статье 76 Конституции СССР было закреплено следующее положение: «Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство (подч. - И.Б.), которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституций СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории». Такое качество Российской Федерации было зафиксировано и в статье 68 Конституции РСФСР 1978 года: «РСФСР - суверенное советское социалистическое государство».
  Суверенные права союзной республики - РСФСР. Государственноправовые особенности РСФСР как союзной республик и в составе Союза ССР находили свое конкретное проявление в ее суверенных правах. Такими суверенными правами РСФСР были:
  1. Российская Федерация как государство имела свою территорию, в пределах которой она осуществляла самостоятельное государственное 228 властвование. Территория Российской Федерации не могла быть изменена без ее согласия, что является свидетельством ее территориального верховенства. Ее территория признавалась целостной и неотчуждаемой;
  2. Российская Федерация имела свое гражданство и право приема в гражданство РСФСР и, одновременно, в гражданство Союза ССР. Именно право приема в гражданство служило основанием, подтверждающим ее суверенитет;
  3. Одним из признаков суверенитета Российской Федерации является наличие у нее учредительной государственной власти, способной принимать и изменять Конституцию (Основной закон) республики;
  4. Российская Федерация самостоятельно формировала свою систему высших органов государственной власти и управления. Законы, принимаемые ее Верховным Советом, не могли быть отменены высшими органами государственной власти Союза ССР. В силу принципа приоритета союзного закона над законом союзной республики, в случае расхождения закона РСФСР с законом Союза ССР действовал закон Союза ССР.
  5. Российская Федерация участвовала в решении вопросов, отнесенные к ведению Союза ССР: в Верховном Совете СССР (позже - в составе Съезда народных депутатов СССР), в Президиуме Верховного Совета СССР, в Правительстве Союза ССР и других органах Союза ССР. Это находило свое проявление в том, что РСФСР имела своих представителей, определенных в конституционном порядке, в составе каждого из названных государственных органов Союза ССР;
  6. За Российской Федерацией сохранялось право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций;
  7. К числу суверенных прав Российской Федерации также относилось ее право решать вопрос о форме своего государственного существования. Это подтверждалось ее добровольным пребыванием в составе Союза ССР, что гарантировалось конституционным правом свободного выхода из состава Союза ССР. (Статья 69 Конституции РСФСР);
  8. Как суверенное государство, Российская Федерация имела свою государственную символику: Государственный флаг, Государственный Герб, столицу. Государственным гимном РСФСР был Государственный гимн СССР;
  9. Суверенные права Российской Федерации, как и суверенные права других союзных республик, охранялись Союзом ССР. Этот принцип был установлен в Конституции СССР 1924 г., а затем подтверждался и в Конституции СССР 1936г., и в Конституции СССР 1977 г.
  Таким образом, названные суверенные права Российской Федерации, которые принадлежали ей с момента вступления в Союз ССР, являлись теми неотчуждаемыми правами, в процессе реализации которых проявлялось верховенство и независимость РСФСР при решении основополагающих вопросов как внутри страны, так и вне ее.
  Компетенция Российской Федерации. Факт принадлежности Российской Федерации к союзной федерации придавал определенные особенности объему, содержанию и характеру осуществления не только ее суверенных прав, но и компетенции. В то время, когда суверенные права характеризуются в качестве стабильных, устойчивых, неотчуждаемых, определяющих первичное суверенное свойство государства, компетенция является производной от государственного суверенитета. Компетенция отличается подвижностью и присуща любому государству в том числе и несуверенному. Компетенция - это совокупность предметов ведения и полномочий государства, реализуемых в деятельности его государственных органов, что было закреплено в статье 72 Конституции Российской Федерации - России.


 
© www.txtb.ru