Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1. Правовые основы создания РСФСР (Российской Социалистической Федеративной Советской Республики)

  I. Предпосылки создания федерации в России. В царской России, по данным единственной переписи, проведенной 28 января 1897 года, было 86 наций и народностей. При этом многочисленные народы России в то время находились на разных ступенях общественного развития. На стадии промышленного капитализма находились русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, поляки, латыши, литовцы, эстонцы. На стадии докапиталистического развития – народы Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа, Сибири. Некоторые народы вели кочевой образ жизни,
  находились на стадии первобытнообщинного, родового строя. Такие народы как казахи, киргизы, туркмены, буряты еще не консолидировались в нации. У большинства народов России не было и национальной государственности. Хотя в целом ряде случаев в государственном устройстве России просматривались признаки федерализма, однако практика все время шла в сторону усиления централизации. Сторонников федерация было немного.
  Революционные события начала ХХ века всколыхнули национальное движение, способствовали подъему национального самосознания народов. Главным политическим требованием национальной буржуазии, которая возглавила это движение, было требование предоставления автономии в пределах Российской империи. Однако, именно Федерация как форма государственного устройства многонациональной России была провозглашена после того, как осуществилась Октябрьская пролетарская революция в России.
  Ее (федерации) необходимость вызывалась следующими обстоятельствами:
  во-первых, в сложившихся условиях в России, когда были разрушены все веками сложившиеся связи между центром и окраинами, федеративная форма государственного устройства должна была служить интересам сохранения и упрочения прежнего единства, объединения наций в единое союзное государство на основании новых принципов;
  во-вторых, создание федерации в России было обусловлено и тем, что именно федерация оказалась наиболее приемлемой формой разрешения национального вопроса, что было весьма значимо и необходимо именно для многонациональной России и способствовало созданию условий для формирования национальных государств и национальных государственных образований, вовлечению многочисленных национальностей и народностей в дело управления государством.
  II. Образование РСФСР. К январю 1918 года на территории бывшей царской империи уже образовались юридически, либо фактически ряд социалистических и буржуазных государств. В октябре 1917 г. советская власть была провозглашена в Эстонии и в Баку, в ноябре 1917 г. - в Белоруссии, в декабре 1917 г. - на Украине и в Латвии. В декабре также была провозглашена независимость Финляндии.
  Исторически первым федеративным государством на территории бывшей царской России является РСФСР - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Учредительным актом, провозгласившим Россию федеральным государством, являлась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятия 25 января 1918 года III -м Всероссийским съездом Советом рабочих и солдатских депутатов (!).
  Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозгласила, что «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». (И.Б.) В резолюции Съезда «О федеральных учреждениях» отмечалось, что высшими органами федерации являются органы Российской Республики - Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Будущим членам федерации предоставлялось право участвовать в этих органах. В то же время, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ограничивалась провозглашением в самых общих особенностей новой федерации, предоставила возможность каждой нации самостоятельно решать, желают ли они войти в состав Российской Федерации или нет, а если желают, то на каких основаниях.
  Из этого следует, что субъектами РСФСР первоначально предполагались прежде всего национальные суверенные государства (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония и др.), а сама Российская Федерация провозглашалась союзным государством, объединяющим национальные советские республики на добровольной основе.
  С учетом складывающейся обстановки были внесены изменения и в российское государственно-правовое законодательство, что нашло свое отражение в Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 года, которая определила общий подход к субъектному составу Федерации. В статье 11 Конституции РСФСР 1918 года было установлено, что: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти объединения на началах федерации входят в состав РСФСР».
  То есть, РСФСР, будучи первоначально провозглашенной как федерация независимых советских республик, фактически стала строиться на базе советской автономии. Особенность ее проявилась в данном случае и в том, что, будучи федерацией, она не стала союзным государством.
  Как формировался субъектный состав Российской Федерации?
  Для этого процесса характерно значительное своеобразие.
  Во-первых, до лета 1918 года на Юге России были созданы Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская, Туркестанская автономные республики. Их своеобразный характер состоял в том, что ни одна из них не была однонациональной. Территория каждой из названных республик определялась рамками ранее существовавших административно-территориальных единиц - Таврической и Черноморской губерний, Донской, Кубанской, Терской областей, Туркестанского края. В этих республиках не выделялись территории расселения того или иного народа. Эти республики довольно быстро распались.
  Во-вторых, со второй половины 1918 года развернулось широкое формирование автономий в составе России. Характерной особенностью данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобретали национальные имена: Трудовая коммуна немцев-колонистов (немцев Поволжья) - 26 июля 1918 г.; Карельская трудовая коммуна (июнь 1920 г.); автономные республики: Башкирская (23 марта 1919 г.), Татарская (27 мая 1920 г.), Киргизская (Казахская - 20 августа 1920 г.); автономные области: Чувашская (24 июня 1920 г.), Марийская (4 ноября 1920 г.), Вотская (Удмуртская - 4 ноября 1920 г.), Калмыцкая (4 ноября 1920 г.). Единственное исключение составляла Крымская АССР, образованная в основном на территории Таврической республики и сохранившая географическое, хотя и измененное название.
  В-третьих, в первые послевоенные годы, то есть в 1921-1922 гг. процесс становления Российской Федерации вступает в завершающую стадию. В эти годы развернулось формирование новых автономий и происходит дальнейшее преобразование автономных областей в автономные республики, а трудовые коммуны получили статус автономных областей.
  Следовательно, все образованные в этот период автономные республики, автономные области строились уже строго по национальному принципу. К 30 декабря 1922 года, то есть ко времени образования Союза ССР, в составе Российской Федерации было 11 автономных республик и столько же - 11 автономных областей. В составе РСФСР в то время было также 63 губернии и области.
  Государственно-правовыми особенностями РСФСР как федеративного государства стали те принципы, которые были положены в основу ее построения.
  К таким принципам следует отнести, прежде всего, национально-территориальный принцип построения федерации, то есть субъектами Российской Федерации становились автономные национальные республики, автономные национальные области, национальные трудовые коммуны. По этому основанию Россия была первой федерацией, в основу построения которой положен национальный, а не территориальный принцип.
  К числу других демократических принципов относится добровольность вступления в федерацию. В постановлении III Всероссийского съезда Советов от 28 января 1918 г. «О федеральных учреждениях Российской Республики» утверждалось, что РСФСР учреждается на основе добровольного союза народов, как федерация советских республик этих народов. Гарантией добровольности пребывания в составе Российской Федерации является установленное п. «д» статьи 49 Конституции РСФСР 1918 года право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК принимать решения и о принятии в состав РСФСР «новых сочленов», и о «признании выхода из Российской Федерации отдельных частей ее».
  Следует отметить и асимметричность (разносубъектность) в построении федеративного государства. Это означает, что субъектами Российской Федерации были автономные республики, автономные области и трудовые коммуны, которые в своем статусе приравнивались к автономным областям. Асимметричность Российской Федерации подтверждается и наличием в ее составе административно-территориальных единиц - губерний, областей, уездов и др., которые не являлись субъектами Федерации. При этом, каждый из субъектов РСФСР характеризовался также и особенностями своего правового положения.
  Российская Федерация строилась и развивалась изначально не на основе договоров, то есть внутрифедеративные отношения в пределах Российской Федерации определились на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций автономных республик и положений об автономных областях и трудовых коммунах, которые принимались высшими органами государственной власти РСФСР. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация складывалась и развивалась именно как конституционная федерация.
  Относительно компетенции (предметов ведения полномочий) Российская Федерация в данном случае придерживалась тех принципов, которые были характерны для разграничения предметов ведения полномочий между федерацией и ее субъектами в США, Швейцарии и Германии. Поэтому в основу определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов, главным образом, автономных республик, положены следующие подходы: отдельно определялись предметы ведения и полномочия Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, что символизировало компетенцию самой РСФСР (предметы ее исключительного ведения), затем в постановлениях об образовании автономных республик определялись их предметы ведения и полномочия. Вопросы местного значения автономных областей и трудовых коммун также определялись постановлениями органов государственной власти РСФСР при их образовании,
  Это свидетельствовало о том, что характер взаимоотношений между центром, то есть Российской Федерацией, и ее субъектами носил ярко выраженное централистское начало, что делало Российскую Федерацию (РСФСР) строго централизованным федеративным государством.
  Таким образом, на этапе своего становления Российская Федерация (РСФСР), может быть охарактеризована как конституционная, национальная, централизованная, асимметричная федерация, субъектам которой предоставлялось право на выход из ее состава.
  Российская Федерация (РСФСР) и другие советские республики. Связь, которая устанавливались между РСФСР и другими независимыми советскими республиками, привела в последствии к образованию Союза ССР. При этом именно Российская Федерация явилась тем центром, вокруг которого другие советские республики объединяли свои усилия в выработке различных форм сотрудничества.
  Для сотрудничества советских республик на пути к образованию союзного государства, характерны следующие этапы.
  Прежде всего, объединение военных усилий советских республик для отражения общей угрозы их независимого существования. Этот период охватывает вторую половину 1918 г. вплоть до конца 1920 г. В основу объединения военных усилий советских республик был положен Декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г. «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы для борьбы с мировым империализмом».
  Второй этап характеризуется дополнением военно-политического союза - союзом хозяйственным. На этом этапе советские республики заключали двусторонние соглашения с РСФСР с целью объединения хозяйственных усилий для восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Это, например, договор РСФСР с Украиной от 28 декабря 1920 г.; рабоче-крестьянский договор РСФСР с Белоруссией от 16 января 1921 г.
  В 1921 - 1922 гг. последовало объединение дипломатических усилий советских республик. Советские республики поручили РСФСР представлять их интересы на международных европейских конференциях в Генуе и Раппало.
  Это сотрудничество завершилось принятием 30 декабря 1922 года Декларации об образовании Союза ССР и Договора об образовании Союза ССР П е р в ы м Всесоюзным съездом Советов. Четыре советских республики - РСФСР, ЗСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР - объединились в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, став его членами-учредителями. В течение 1923 года и Декларация, и Договор об образовании Союза ССР были ратифицированы всеми субъектами СССР.


 
© www.txtb.ru