Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 5. Идеологическое многообразие в Российской Федерации

  В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
  Что такое идеология? Принято считать, что идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели, программы социальной действительности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.
  Есть и более краткое определение понятия идеологии. В этом случае идеология - это духовное выражение интересов классов, партий, групп людей.
  Сам термин «идеология» появился сравнительно недавно. Его предложил (ввел в обращение) французский философ и экономист Дестюг де Траси в работе «Элементы идеологии», написанной в 1801 году как обоснование науки о законах правильного мышления. В то время во Франции к идеологам ошибочно причисляли людей, которые ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.
  Для целей изучения курса государственного права Российской Федерации при характеристике понятия идеологий мы будем исходить из того, что идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые подчиняются общим закономерностям общественного сознания, обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями, характерными для современного российского общества.
  Подобная характеристика сущности идеологии дает основания для вывода о том, что идеология обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность идеологии объясняется тем, что на развитие тех или иных взглядов и идей оказывают влияние не только факторы экономического характера (объективное свойство), но и внутренняя преемственность и связь различных идеологий, личная роль и авторитет тех или иных идеологов, взаимовлияние различных идеологий (субъективное свойство). Эти свойства могут быть в значительной степени удалены от их экономического обоснования.
  Именно идеология призвана дать человеку чувство собственного достоинства, определить пути к достижению целей. Идеология, не подкрепленная строгой теорией достижения цели, всегда рождает мифы и всегда заводит в исторический тупик.
  Как мы уже отмечали, Конституция Российской Федерации в статье 13 говорит и об идеологическом многообразии. Что следует понимать под идеологическим многообразием?
  Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность их пропаганды, если в данном случае не нарушаются государственные законы. В части 5 статьи 13 Конституций Российской Федерации закреплено следующее положение: «...запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
  Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной личности, социальных групп, политических партий и иных общественных объединений:
  во-первых, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российского государства, то есть право на свободу политических мнений;
  во-вторых, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы;
  в-третьих, беспрепятственно вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроект, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя, то есть право на свободу политических действий;
  в-четвертых, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественности мнений желательна авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею;
  в-пятых, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей;
  в-шестых, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
  Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Это означает:
  1) ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами;
  2) граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;
  3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать.
  В связи с этим обращаем внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели, и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология имманентна, то есть внутренне присуща тому обществу, в котором она сложилась. Соответствующая идеология умрет со смертью общества, к которому она принадлежала. А это означает, что и современное российское государство немыслимо без идеологического обеспечения. Следовательно, та строка Конституции Российской Федерации, которая запрещает России иметь государственную идеологию (часть 2 статьи 13) лишена всякого смысла. Она не выполнялась, не выполняется и никогда не будет выполняться. В этой части Конституция Российской Федерации - фиктивна, так как отсутствие идеологии - это тоже идеология (!). История свидетельствует, что без государственной идеологии не живет ни одно государство. В этом случае можно вспомнить слова К. Маркса, который говорил, что «...мысли господствующего класса являются господствующими в обществе мыслями».
  Как соотносится идеология с наукой? В данном, случае надо исходить из того, что наука не может подчиняться идеологии. В то же время наука - основа существования прогрессивной идеологии. Идеология может быть объектом научного анализа. Истина, установленная в ходе научных исследований, не подлежит пересмотру или деформации под воздействием идеологических представлений.
  Как соотносится идеология и право? Право всегда выступает как идеологическое волевое явления, содержание которого определяется не только материальными условиями жизни общества. Наличие в обществе права означает, что государство придало юридической части идеологии, то есть правосознанию, нормативный характер. Право всегда связано с политической властью и потому является производным от соответствующих политических установок.
  Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идеологическим документом? Конечно, да! Ибо антиидеологическое право то же самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, устанавливает свою систему права в соответствии с принципами своей государственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов соответствующего класса, социальной группы.


 
© www.txtb.ru