|
§ 4. Разделение властей в Российской Федерации
Любое государство действует через множество органов, между которыми распределяются государственные функции и властные полномочия. Это распределение труда по управлению делами государства выражается в создании и деятельности системы государственных органов. Связанная с этим проблема предполагает необходимость решения вопроса о том, как распределяются функции власти в государстве. Многие античные и средневековые учения отмечали, что деятельность государства неоднородна и включает в себя несколько ее видов: законодательную деятельность, исполнение законов или управление, а часто и правосудие. Отмечалось также, что различные органы государства специализируются на выполнении того или иного вида деятельности. В 1688 г. к этому вопросу обратился Джон Локк (английский философ-материалист (1632-1704 г.). Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда (!). Для их защиты государственная власть не может быть произвольной. Она должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную. Разработанное Дж. Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в результате революции 1688 г. Теория Дж. Локка получила наименование «гибкой модели» разделения властей, основанная на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Дж. Локк предпочтение отдавал законодательной власти, но не абсолютизировал ее; остальные власти должны подчиняться ей. В настоящее время эта система характерна для стран с парламентской формой правления. Французский философ и историк Ш.-Л. Монтескье (1680-1755 гг.) созданную им теорию «разделения властей» увязал с теорией естественного права. По его мнению, в правильно устроенном государстве нет единой власти, а должны существовать три независящие друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Какое-либо объединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблениям и несовместимо с политической свободой личности. Такую модель принято считать «жесткой» формой разделения властей, для современного развития которых характерны некоторые общие черты. Одна из них состоит в усилении правительственной власти; что касается другой, то она проявляется в усилении средств воздействия различных органов власти друг на друга. Эта модель характерна для стран с президентской формой правления. В последующие годы принцип разделения властей был провозглашен одним из принципов буржуазного конституционализма, что было впервые реализовано в Конституции США 1787 г., а затем воспроизведено во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В Декларации было сказано: «свободное общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции». В России сторонниками разделения властей были М.М. Сперанский, А.П. Куницин (проф. СПб университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель. Однако идеи Монтескье о власти и формах правления рассматривались и воспринимались ими с учетом тогдашней действительности в Российской империи. Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой «державной власти». Он говорил, целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются «правильное разделение дел» с единством управления и надлежащим подбором администраторов. При этом М.М. Сперанский - сторонник сохранения сильной царской власти: император, по его мнению, есть «верховный законодатель, без коего никакой закон совершиться не может», «верховный отправитель правосудия», «верховное начало силы исполнительной». В свою очередь, А.П. Куницин, как мы отмечали, различает власти «законодательную, исполнительную и блюстительную», но ничего не говорит об их независимости друг от друга. Таким образом, сказанное дает основания для вывода: суть принципа разделения властей заключается в том, что отдельные власти должны формироваться независимо друг от друга и по возможности не быть подчиненными одна другой. В этом принципиальное различие от простого разделения компетенции между отдельными органами. Характерным признаком принципа разделения властей является также то, что здесь в отношении между отдельными властями создается система «взаимных тормозов», которые должны помешать злоупотреблению власти. В действительности этот принцип способствовал усилению исполнительной власти и ее фактической безответственности. Теория и практика государственного строительства в СССР и Советской России отвергала теорию разделения властей. Поэтому первые конституционные акты Советской России провозгласили единство государственной власти и принадлежность ее представительным органам. С тех пор и в течение последующих десятилетий Советы, как представительные органы государственной власти, признавались органами, возглавляющими всю систему государственных органов. Конституция Российской Федерации 1993 года фактически признала, что в современных условиях развития государственности более оправданным является такое решение вопроса, когда в основу организации управления делами государства положен принцип разделения властей. В статье 10 Конституции Российской Федерации сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». А в части 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В чем же конкретно проявляется содержание принципа разделения властей в Российской Федерации, какие «сдержки и противовесы» закреплены в Конституции Российской Федерации? Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации. Во-первых, Конституция Российской Федерации предусматривает четкое распределение функций и компетенции между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда при осуществлении власти законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, Конституция Российской Федерации закрепляет характерную самостоятельность каждого вида государственных органов при осуществлении принадлежащих им функций: В-третьих, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них; ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти;
В-четвертых, споры о компетенции в Российской Федерации должны решаться только в порядке конституционного судопроизводства, то есть Конституционным Судом Российской Федерации.
В-пятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, то есть содержит взаимные «противовесы» для других властей. К таким «противовесам» следует отнести: срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней; несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления; право вето на законопроекты (часть 3 статьи 107 и часть 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации); право постановки вопроса о роспуске Государственной Думы (части 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации); контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов; вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы (части 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации); независимость судейского корпуса (ст. 120 Конституции Российской Федерации). Названные «сдержки и противовесы» характерны только для системы разделения властей в Российской Федерации.
|
|