|
§ 3. Социально-политическая сущность конституции
Любая конституция, наряду со своей правовой сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существующих в государстве и обществе на момент её принятия. Это, можно сказать, своего рода общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Конечно, всегда следует принимать во внимание то, что конституции только стремятся учитывать все социальные интересы в равной мере. Впервые характеристика сущности конституции была высказана германским социалистом Ф. Лассалем (1825-1864) в его известных речах «О сущности конституции». Он, в частности, говорил: «Действительная конституция страны, это фактическое соотношения сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». В данном случае под соотношением сил Ф. Лассаль понимал не соотношение классов, а соотношение разнородных групп, начиная от различных сословий и кончая общественным мнением. Наука советского государственного права придерживалась в этом плане теоретических суждений и выводов В.И. Ленина относительно сущности конституции. В.И. Ленин несколько видоизменил определение сущности конституции, данное Ф. Лассалем. Он указывал: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные органы, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе». Из приведенного определения следует, что конституция может заменяться в двух случаях: во-первых, при переходе политической власти от одного класса к другому, то есть при изменении сущности государства (возникновение государства нового типа); во-вторых, в рамках одного и того же государства при изменении соотношения классовых сил в государстве и обществе. Так, по свидетельству профессора конституционного права Франции М. Прело за период с 1791 года по 1946 год во Франции сменилось 14 конституций. Между тем господствующим классом на протяжении всего этого периода был и остается класс буржуазии. Следовательно, классовая сущность всех действовавших во Франции конституций была едина, все они выражали волю одного и того же класса. Следовательно сущность конституции проявляется в том, как, когда и для чего возникает та или иная конституция, какие социальные преобразования вызвали её к жизни. Разумеется, общность более влиятельная по тем или иным причинам, не в последнюю очередь по причинам экономическим, обычно оказывает более сильное, а подчас определяющее влияние на содержание конституции.
|
|