Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2. Предмет конституционного регулирования. Понятие конституции

  Что следует понимать под предметом конституционного регулирования? Как и вообще предмет правового регулирования, предмет конституционного регулирования - это общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников отношений путем установления их статуса.
  Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, надо помнить, что конституция всегда обращена к основному, главному в развитии государства, при том в концентрированной форме. Определяющим здесь является то, что объектом конституции является политическая организация общества и устройство государства.
  Как можно показать, чем руководствуется законодатель, определяя круг тех общественных отношений, которые должны составить содержание конституции? В наиболее общем виде это сводится к следующему:
  во-первых, особенности содержания конституции зависят, прежде всего, от политических воззрений господствующего класса или определенных социальных групп, их взглядов и оценок различных социальных институтов и перспектив развития общества;
  во-вторых, содержание конституции зависит от конкретных условий, в которых пребывает государство, от соотношения различных социальных сил - классов, групп - в обществе на соответствующем этапе его развития. Конституция, в принципе, должна соответствовать тем фактическим общественным отношениям, которые сложились в стране на момент её принятия;
  в-третьих, на предмет и характер конституционного регулирования определенное влияние оказывает уровень общественного сознания. Иначе говоря, данный фактор, прежде всего, означает, что само принятие Конституции должно найти понимание и поддержку в сознании народа.
  в-четвертых, при оценке предмета и объемов конституционного регулирования немаловажным фактором является также воля высшего законодательного (представительного) органа государства. Именно он призван одобрить окончательный текст проекта конституции, который затем принимает самостоятельно или выносит на референдум;
  в-пятых, следует также принимать в расчет назначение конституции. Иначе трудно будет понять, почему те или иные положения касаются одних общественных отношений и почти не затрагивают другие, почему они отличаются большим или меньшим числом предписаний по одному и тому же вопросу;
  в-шестых, на предмет и содержание конституции определенное влияние оказывают и собственные свойства конституции как политико-правового документа. Конституционным регулированием нельзя всё охватить, оно не может быть беспредельным. Будучи сжатым, основной закон должен, тем не менее, содержать необходимый минимум норм для того, чтобы выполнить своё социально-политическое назначение - быть именно основным законом государства.
  Со времен «классической школы права» в науке государственного права конституционная доктрина и практика исходит из того, что конституция должна содержать три основных блока проблем:
  - систему высших органов государства;
  - их компетенцию и характер взаимоотношений;
  - основы правового положения личности.
  Несомненно, указанная «триада» охватывает важный круг вопросов, без которых конституции быть не может. Однако последующее развитие государства и общества привело к дальнейшему уточнению содержания конституций. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят своё отражение в эволюции конституционного законодательства. Эти тенденции достаточно отчетливо просматриваются во всех блоках правового регулирования:
  - в области прав и свобод происходит расширение их круга путем включения в конституцию новых прав и свобод;
  - конституции многих государств в обязательном порядке обращают внимание на закрепление формы государственного устройства;
  - отмечается эволюция во взаимоотношениях высших органов государственной власти в сторону усиления исполнительной власти;
  - в конституциях XX века стали в большей мере встречаться нормы, регулирующие экономическую и социальную деятельность государства;
  - в конституциях находится место для определения и регулирования института конституционного контроля и надзора;
  - в конституциях всё чаще стали появляться нормы о соотношении международно-правовых положений и норм международного права по отношению к внутреннему.
  Поэтому в настоящее время под конституцией (в качестве обобщенного (!) ее определения) понимают писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают, регулируют и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного или конституционного строя, форму правления и территориальное устройство, основы организации центральных и местных органов государственной власти и самоуправления, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Кроме того, конституции стали характеризоваться как законы, обладающие высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.


 
© www.txtb.ru