Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1.3. Основания приобретения права пользования недрами

  Основаниями приобретения права пользования недрами являются юридические факты, административные акты и сочетание ( сложный юридический состав), предусмотренные ст.10.1 ФЗ РФ “О недрах”. Среди них можно выделить:
  1) Решения Правительства Российской Федерации;
  2) Совместные решения федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ;
  3) Иные юридические факты, предусмотренные горным законодательством, в частности: переход права недропользования, осуществленный в установленном порядке; вступившее в силу соглашение о разделе продукции.
  Основаниями возникновения права пользования участками недр в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, являются юридические факты, определяемые органами представительной власти субъектов Российской Федерации.
  Решение Правительства РФ является основанием возникновения права недропользования при предоставлении участка недр:
  1) для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона;
  2) для разведки и добычи полезных ископаемых месторождения, открытого пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных средств;
  3) для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию ( по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации).
  Совместные решения федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального органа) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации служат основаниями предоставления права недропользования в целях:
  1) разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, принимаемые по результатам конкурса или аукциона;
  2) разведки и добычи полезных ископаемых, расположенных на территории субъекта Федерации, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств;
  3) геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  4) геологического изучения и добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
  5) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых - по согласованию с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом;
  6) строительства подземных нефте- и газохранилищ и их эксплуатации, размещения промышленных и бытовых отходов;
  7) образования особо охраняемых геологических объектов;
  8) предоставления права краткосрочного ( сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.
  Предоставление участков недр в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется на основе конкурсов и аукционов за исключением случаев, когда месторождение полезных ископаемых открыто самим недропользователем. Кроме этого, законодатель предоставляет право субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать основания возникновения и порядок реализации права недропользования в отношении участков недр местного значения и участков, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. Все иные права пользования ресурсами недр, не связанные с их добычей (изучение недр, использование в качестве подземных хранилищ, образования особо охраняемых геологических объектов и др.) предоставляются без проведения конкурсов и аукционов, на основании решения уполномоченного государственного органа. Конкурсная (аукционная) основа предоставления права разведки и добычи ресурсов недр, существенно уменьшается возможность монополизации недропользования отдельными пользователями недр.
  Основные требования к порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами устанавливаются статьей 13.1 ФЗ РФ “О недрах”. В соответствии с ней решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении участка недр ( группы участков), а также решение об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участками недр.
  Победителем конкурса считается лицо, предложившее наилучшие условия использования недр. Условиями конкурсов могут являться величины объемов и сроков работ по поиску, оценке и разведке ресурсов недр, темпы освоения месторождения полезных ископаемых, включая сроки строительства горнодобывающих предприятий и выхода их на проектную мощность, степень извлечения полезных ископаемых из недр ( рациональность недропользования), требования к безопасности недропользования и охране окружающей среды, разовые и регулярные платежи за пользование недрами, вклад в социально­экономическое развитие территорий субъектов Федерации, порядок и квоты найма местной рабочей силы и другие.
  В отличие от конкурса победителем аукциона считается лицо, предложившее максимальную цену за объект, выставленный на аукцион. Поэтому основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной безопасности Российской Федерации. Основным же критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр. Предметом конкурса ( аукциона), проводимого в порядке, предусмотренном законодательством о соглашениях о разделе продукции является право победителя на заключение соглашения о разделе продукции.
  Аукционы и конкурсы должны проходить публично, с извещением их потенциальных участников. Это условие обеспечивается требованием закона о том, что информация о предстоящих конкурсах или аукционах на право пользования участками недр, результатах их проведения должна быть опубликована в общероссийских и региональных средствах массовой информации. Аукцион, в котором приняло участие менее двух лиц, считается несостоявшимся и должен назначаться повторный аукцион на тех же условиях. Если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.
  Лицу, желающему принять участие в конкурсе или аукционе, может быть отказано в приеме заявки, если заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, а также в случае, если при предоставлении права пользования недрами заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования
  Подзаконные нормативные акты в сфере недропользования конкретизируют требования горного законодательства о конкурсах и аукционах. Предусматривается возможность проведения как открытых, так и закрытых конкурсов и аукционов, которые могут быть объявлены по совместному решению органов власти субъектов Федерации и государственным органом управления федеральным фондом недр. Открытый конкурс (аукцион) проводится без ограничений по численности и категориям недропользователей. Закрытый конкурс (аукцион) проводится для определенных категорий недропользователей, в том числе для предприятий Российской Федерации; малых предприятий (типа старательских артелей); оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии; предприятий, зарегистрированных на территории Российской Федерации с целью получения права на разработку месторождений радиоактивных руд или комплексных месторождений, содержащих такие руды в существенных количествах.
  Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право недропользования, в том числе порядок формирования конкурсных или аукционных комиссий и порядок принятия ими решений по каждому участку недр или группе участков недр, определяются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.


 
© www.txtb.ru