Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1.2. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере недропользования

  В соответствии с п.п. “ в”, “ г”, “ д”, “ к” и “ м” ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; водное, лесное законодательство и законодательство о недрах, а также защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Указанные нормативные установления конкретизируются в горном законодательстве и, в первую очередь, в ФЗ РФ “ О недрах”, определяющем компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов недр. В соответствии со ст. ст. 3 - 5 названного закона компетенция перечисленных органов государственной власти и управления распределяется следующим образом.
  В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации входит:
  - разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
  - определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
  - установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов ( норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
  - создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
  - государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
  - определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
  - составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с их добычей; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
  - распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
  - введение ограничений на пользование недрами для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
  - распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ;
  - определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения;
  - координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
  - разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;
  - государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;
  - заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.
  Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы по согласованию с субъектами Федерации.
  Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Федерации.
  В компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит:
  - принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
  - участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;
  - разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
  - создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
  - участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
  - составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  - распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения, подготовка совместно с РФ перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
  - определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;
  - установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
  - защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
  - лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения;
  - участие в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
  - определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
  - государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр;
  - регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.
  В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования входит:
  - участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
  - развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
  - предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений местного значения;
  - приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения требований, предъявляемых к добыче общераспространенных полезных ископаемых;
  - контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  - введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести иной вред.


 
© www.txtb.ru