|
2. Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению
С учетом положений общей теории права метод правового регулирования общественных отношений отрасли права характеризуется обычно следующими чертами (признаками): 1) порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 2) юридическим положением участников (субъектов) правоотношений; 3) спецификой установления прав и обязанностей участников (субъектов); 4) особенностями средств, обеспечивающих исполнение обязанностей. С этих позиций метод отрасли права социального обеспечения отличают следующие черты (признаки): 1) специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; 2) особенности правового положения субъектов этих правоотношений; 3) своеобразие способов формирования содержания правоотношений; 4) специфика санкций и способа защиты нарушенного права. К этим чертам (признакам) необходимо также присоединить общую характеристику способов правового регулирования отношений по социальному обеспечению, поскольку ее содержание является определяющим для характеристики метода отрасли в целом. Способы правового регулирования отрасли права социального обеспечения подразделяются следующим образом: 1. Централизованный способ регулирования, который, в свою очередь, делится на федеральный и межотраслевой способы регулирования. 2. Региональный, который осуществляется на уровне субъекта федерации либо территории. 3. Локальный - на муниципальном уровне или на уровне конкретной организации. Юридическими фактами, т. е. основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являются, как правило, события (старость, нетрудоспособность, рождение детей, безработица, вынужденное переселение и др. события абсолютного или относительного характера). Правовое положение субъектов характеризуют следующие особенности: а) отсутствие как равенства сторон, так и подчиненности, но при этом физическое лицо (семья) является управомоченной, а государственный орган - обязанной стороной; б) абсолютный характер имущественных прав граждан на социальное обеспечение; в) отсутствие диспозитивности в деятельности органов социальной защиты; г) ограничение пределов дозволенной меры усмотрения законом (например, при оказании социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума и т. п.) Формирование содержания правоотношений по социальному обеспечению осуществляется, в основном, путем установления прав и обязанностей субъектов нормативным путем в централизованном порядке, субъектом федерации или в порядке локального регулирования. Однако некоторые виды социальных услуг предоставляются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помощи в рамках федеральной (базовой) и территориальных программ. Страховой медицинский полис, который выдается застрахованному гражданину, является юридическим подтверждением заключенного договора обязательного медицинского страхования. При этом следует учесть, что типовая форма договора утверждена Правительством РФ (Постановление Правительства от 23 января 1992 г. № 41 с изм. от 11 октября 1993 г. и 25 марта 1994 г. «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»). Что касается санкций и способов защиты нарушенного права, то особенности этого признака метода права социального обеспечения заключаются в том, что, во-первых, он предусматривает сочетание административного и судебного порядка защиты нарушенного права; во-вторых, имущественный ущерб, причиненный гражданину неправомерными решениями государственных органов, подлежит полному возмещению; в-третьих, по отношению к гражданам, допустившим правонарушения по социальному обеспечению, применяются санкции не репрессивного, а правоограничительного характера, которые заключаются в уменьшении объема правомочий у получателей выплат или услуг (например, лишение пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения режима, предписанного врачом, прекращение или приостановление выплаты пособия по безработице в случаях нарушения безработным порядка регистрации и учета и т. п.). Исходя из этого, нормы отрасли права социального обеспечения, как и других отраслей, можно разделить на две части: общую и особенную. В общую часть отрасли права социального обеспечения включаются следующие институты. Первым является основной институт, нормы которого определяют круг регулируемых отношений, задачи и принципы отрасли. Второй институт объединяет нормы, определяющие виды обеспечения и собственно юридические факты, с которыми связано возникновение отношений по социальному обеспечению. В третий институт входят нормы, регулирующие субъектный состав отношений по социальному обеспечению и устанавливающие объем правомочий субъектов. Четвертый институт общей части права социального обеспечения - институт источников отрасли. Особенная часть состоит из комплексных институтов, включающих подинституты отрасли, и институтов права социального обеспечения. Комплексными институтами являются: 1. Институт пенсионного обеспечения с подинститутами: пенсий по старости, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, социальных пенсий, исчисления пенсий и назначения пенсий. 2. Институт медицинской помощи и лечения. Подинституты: бесплатной медицинской помощи и лечения; бесплатной или со скидкой лекарственной помощи; санаторно-курортного лечения. 3. Институт социального обслуживания. Подинституты: полного стационарного и полустационарного обслуживания; социальной помощи на дому; срочной социальной и консультативной помощи; профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; обеспечения инвалидов транспортными средствами; протезно-ортопедической помощи; содержания детей в детских учреждениях; льгот по системе социального обеспечения. 4. Институт пособий и компенсаций. Подинституты: пособий по временной нетрудоспособности; пособий по беременности и родам: пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет; пособий на ребенка, в том числе в связи с его рождением; пособий по безработице; пособий на погребение; компенсационных выплат. Кроме комплексных институтов, в систему отрасли входят: 1) институт трудового стажа; 2) институт ответственности; 3) институт разрешения споров по вопросам социального обеспечения. Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер. Это связано с сущностью опосредуемых общественных отношений. Управомочивающие нормы способствуют реализации прав на удовлетворение жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при наступлении нетрудоспособности, при потере кормильца, утрате средств к существованию и в других случаях. Вместе с тем используется разрешительное регулирование, т. е. субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено законодательством.
|
|