|
3. Порядок назначения и выплаты трудовых пенсий
Пенсионное обеспечение по условиям и нормам, установленным Законом № 340-1, осуществляется органами социального обеспечения населения. Общее правило: в соответствии со ст. 118 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней, если законом не предусмотрен более ранний срок назначения пенсии. Порядок представления и оформления документов для назначения пенсии утвержден Министерством труда и Министерством социальной защиты РФ 13-14 августа 1992 г. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении по почте - дата отправления. Если к заявлению приложены не все необходимые документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие именно документы он должен представить дополнительно. Эти документы должны быть представлены в трехмесячный срок со дня первичного обращения за пенсией, иначе день обращения за пенсией будет перенесен на то время, когда документы будут представлены. Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, работающим по трудовому договору (контракту), и членам их семей (для назначения пенсии по случаю потери кормильца) подается через администрацию организации по месту последней работы. Заявление о назначении трудовой пенсии другим гражданам и их семьям, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя. В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявления подаются по месту жительства родителя или опекуна. Обращающийся за пенсией должен предъявить паспорт, удостоверяющий личность и место жительства заявителя (п. 12 Порядка предоставления и оформления документов для назначения пенсии). Заявления граждан и представления организаций регистрируются в Журнале регистрации решений органа социальной защиты населения о назначении пенсий по установленной форме. Заявителю (или представителю организации) органом социальной защиты выдается расписка с указанием даты приема заявления, а также перечня полученных и недостающих документов. Орган социальной защиты имеет право требовать от организаций и отдельных лиц дооформления принятых и представления дополнительных документов, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи. Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или самим органом социальной защиты. Но документы о трудовом стаже представляются в подлинниках. Если же доказательством трудового стажа служит трудовая книжка (ТК), то представляется выписка из нее. Эта выписка заверяется органом социальной защиты (поэтому представление ТК для обозрения, очевидно, обязательно). Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. Заявление можно подать и до наступления пенсионного возраста в случае обращения за пенсией по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения права на нее. Не позднее 10 дней после поступления всех необходимых документов для назначения пенсии орган социальной защиты обязан оформить расчет пенсии (включая подсчет среднего месячного заработка и трудового стажа), сформировать пенсионное дело и принять решение о назначении либо отказе в назначении пенсии. Заявление о перерасчете пенсии, о переводе с одной пенсии на другую и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подлежит рассмотрению в пятидневный срок. В случае отказа в назначении, перерасчете, переводе с одной пенсии на другую или в возобновлении ее выплаты орган социальной защиты не позднее 5 дней после вынесения такого решения выдает или посылает по почте организации или заявителю извещение о принятом решении с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает документы. Для разных видов пенсий требуются и разные документы. Так, для назначения пенсии по старости необходимо предъявить документы о возрасте (копию свидетельства о рождении, выписку из паспорта), о трудовом стаже, справку о заработной плате. Для назначения пенсий по инвалидности, кроме этих документов, следует представить акт освидетельствования Медикосоциальной экспертизы, а если причиной инвалидности является трудовое увечье - акт о несчастном случае и т. д. Право на досрочную пенсию по старости в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона «О занятости населения в РСФСР» устанавливается на основании «Предложения органа Государственной службы занятости о назначении безработному досрочной пенсии по старости». В качестве документа, подтверждающего, что заявитель является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС - удостоверение по установленной форме. Пенсия может быть назначена ранее дня обращения за ней в следующих случаях. 1) со дня прекращения работы (службы) назначается пенсия по старости и за выслугу лет при условии, что обращение последовало не позднее 1 месяца со дня оставления работы; 2) со дня установления инвалидности назначается пенсия по инвалидности, при условии, что обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня; 3) со дня смерти кормильца назначается пенсия по случаю потери кормильца при условии, что обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня его смерти. При обращении за этой пенсией позднее она назначается на год раньше того дня, когда последовало обращение за ней.
|
|