|
6.4. Важнейшие итоги победы стран антигитлеровской коалиции
20 ноября 1945 года в немецком городе Нюрнберг начался судебный процесс над главными нацистскими преступниками. Он продолжался больше десяти месяцев и закончился 1 ноября 1946 г. Процесс проводился в соответствии с соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции и уставом Международного военного трибунала, сформированного на паритетных началах из представителей держав- победительниц. Соглашение о его создании было выработано этими державами на лондонской конференции 26 июля - 8 августа 1945 г. В число обвиняемых вошли представители нацистской политической элиты, крупнейшие промышленники, военачальники, дипломаты и партийные идеологи - то есть фактически вся правящая верхушка нацистской Германии. Трибунал также должен был рассмотреть вопрос о признании преступными следующих организаций гитлеровского режима: правительственного кабинета, руководящего состава национал-социалистской партии, охранных отрядов германской национал-социалистской партии (СС) - включая службу безопасности (СД), - государственной тайной полиции (гестапо), штурмовых отрядов германской национал-социалистской партии (СА), генерального штаба и высшего командования германских вооруженных сил. Основу обвинительного заключения составила концепция общего плана или заговора, составленного подсудимыми в целях достижения мирового господства путём совершения преступлений против мира (к ним относятся: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий); военных преступлений (к ним относится нарушение законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления); или преступлений против человечности (к ним относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершённые в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет). В приговоре трибунала, оглашённом в конце сентября - начале октября 1946, анализировались принципы международного права, аргументы сторон и давалась картина преступной деятельности фашистского государства, которое просуществовало более 12 лет. Приговор. К смертной казни через повешение были приговорены Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтел, Э. Кальтенбруннер, А. Розенберг, Г. Франк, В. Фрик, Ю. Штрейхер, Ф. Заукел, А. Иодл, А. Зейсс-Инкварт и (заочно) М. Борман. Р. Гесс, В. Функ и Э. Редер были приговорены к пожизненному заключению; В. фон Ширах и А. Шпеер - к 20 годам заключения; К. Нейрат - к 15 годам; К. Дениц - к 10 годам. Трое обвиняемых - Г. Фриче, Ф. Папен и Г. Шахт - были оправданы. В решении трибунала было отражено «особое мнение» обвинителя от СССР Р.А. Руденко о несогласии с оправданием трех подсудимых и о необходимости смертной казни в отношении Р. Гесса. Трибунал объявил преступными СС, СД, гестапо, руководящий состав национал-социалистической партии (НДСАП), но не признал таковыми СА, германское правительство, генштаб и верховное командование вермахта. После отклонения Контрольным Советом по Германии ходатайств осужденных о помиловании приговоренные к смертной казни были повешены в Нюрнбергской тюрьме в ночь на 16 октября 1946 г. (Г. Геринг покончил жизнь самоубийством). Нюрнбергский процесс стал важным этапом в развитии международного права. Впервые в истории к уголовной ответственности были привлечены официальные лица, ответственные за подготовку и развязывание мировой войны. Впервые было признано, что положение главы государства, ведомства или армии, а также исполнение распоряжений правительства или преступного приказа не освобождают от уголовной ответственности. Эти принципы впоследствии были возведены Генеральной Ассамблеей ООН в ранг общепризнанных норм международного права и стали основанием для отказа выполнять преступный приказ, создав законодательную базу для привлечения к ответственности тех руководителей государств, совершающих преступления против человечества. Окончание Второй мировой войны имело целый ряд важнейших последствий. Его важнейшим политическим значением был полный разгром наиболее агрессивной группы тоталитарных государств, результатом чего стала компрометация и осуждение агрессии как формы проведения государственной политики и, в конечном итоге, вытеснение её из сферы общения между государствами. Конечно, это не привело к ликвидации силового фактора в мировой политике, но формы применения этой силы изменились, а само её применение стало больше стремиться соответствовать новым нормам международного права, осуждающим и карающим агрессора. Огромное моральное значение имел разгром нацистской идеологии расового превосходства и антисемитизма: с тех пор подобные радикальные идеологические доктрины ни разу не становились основой государственной политики ни в одной стране мира. Разгром гитлеровской Германии ликвидировал главный очаг нестабильности в Европе, что привело к франко-германскому примирению и повороту западноевропейских государств к политике взаимного сотрудничества и, в конечном итоге, к интеграции. Окончание Второй мировой войны дало новый толчок процессу самоопределения наций. Гибель Третьего Рейха привела к крупным миграциям населения в мире, а также к созданию множества национальных государств, границы которых в целом совпадали с контурами этнического расселения народов, что способствовало уменьшению возможности потенциальных конфликтов. Однако процесс этот шёл в основном в зоне распадавшихся Британской, Французской и Голландской колониальных империй, поскольку в Европе новый порядок международных отношений практически его остановил. Причиной этого стало признание США и их европейскими союзниками территории Восточной Европы сферой «особых» интересов Советского Союза. На заключительном этапе Второй мировой войны огромное значение приобрело соперничество ведущих держав в вопросе создания ядерного оружия, разрешившееся в 1945 г. возникновением в этой сфере монополии Соединённых Штатов. Направления военно-технологического соперничества, определившие пути развития гонки вооружений во время «холодной войны», обозначились уже на последних этапах мировой войны. Мировая война 1939 - 1945 гг. полностью разрушила как многополярную модель мира, которую пытался закрепить Версальский договор, так и сами основы для её восстановления: из прежних шести великих держав (Великобритании, Германии, России, США, Франции и Японии) три (Германия, Франция и Япония) находились в состоянии полной разрухи, а ресурсы ещё одной (Великобритании) были радикально подорваны. Таким образом, на мировой политической арене выделились два государства: Советский Союз и Соединённые Штаты Америки, причём СССР несравнимо сильнее был истощён войной. Оба этих государства по своей военной и экономической мощи безусловно доминировали над любой из оставшихся четырёх бывших великих держав. Таким образом, мир из многополярного превратился в биполярный: отныне в мировом сообществе существовало только два государства, потенциалы каждого из которых намного превосходили потенциалы всех других ведущих стран мира. С этого момента возможности для проведения международной политики Советского Союза, Соединённых Штатов и остальных членов международного сообщества стали принципиально отличаться в пользу первых, превратив СССР и США в главных субъектов международных отношений. Подобные изменения затронули и международную геополитику. Биполярность послевоенного мира привела к формированию двух географических зон влияния: советской (куда вошли страны Восточной Европы и материковой Восточной Азии) и американской (Западная Европа и азиатская прибрежно-островная зона), государства которых должны были отныне проводить свою внешнюю политику с оглядкой на интересы державы-гегемона. Важнейшим результатом Второй мировой войны стало складывание основ системы согласованного регулирования международных отношений на межгосударственной основе, построенной на принципах непременного учёта интересов двух новых ведущих мировых держав. Несмотря на все свои недостатки, Организация Объединенных Наций стала действительно работающим (в отличие от своей предшественницы Лиги Наций) механизмом, способным если не полностью ликвидировать войны и конфликты, то, во всяком случае, не допустить превращения стремительно нарастающих между великими державами противоречий в открытый военный конфликт. Создание подобной системы стало ещё одним шаг к разумному управлению международными отношениями. Помимо механизмов политического регулирования (в виде ООН) в западной части мира после войны постепенно сложились и механизмы экономического регулирования. Этот процесс шёл при самой активной поддержке США. Возникшая система получила название Бреттон-Вудской системы и включала в себя Всемирный банк, Международный валютный фонд, Генеральное соглашение по тарифам и торговле и некоторые другие организации и соглашения. И хотя поначалу она создавалась для помощи в экономическом восстановлении истощённых войной государств, со временем она фактически стала одним из средств стабилизации международных отношений, поскольку способствовала предупреждению экономических войн между государствами. Новой тенденцией международных отношений в послевоенный период стало стремление государств, претендующих на статус ведущих, к возможно наиболее активному участию в международной политике. Развиваясь, эта тенденция привела к постепенной глобализация международных противоречий.
|
|