Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



8.1. Прогнозы населения и их виды

   В период интенсификации общественных процессов, перестройки экономических отношений значительно возрастает роль человеческого фактора в разработках стратегий развития и обосновании управленческих решений по их реализации на всех уровнях общественной системы — от государства в целом , его отдельных регионов, отраслей экономики и предприятия. Человеческий фактор играет все более важную роль и в решении проблем планетарного масштаба, например проблем перенаселения и неравномерного размещения населения на континентах, продовольственного обеспечения, депопуляции и некоторых странах, а также занятости, формирования эф­фективных систем образования, подготовки кадров и ряда других. В решении этих проблем большое значение имеют и обоснованные прогнозы численности, половозрастных и социальных структур населения и обусловливающих закономерности их изменений показателей рождаемости, смертности, миграций и интенсивности социальных перемещений.
   Поскольку население как объект прогностического исследования — один из основных элементов общественной системы, то в разработках прогнозов его численности, разноплановых структур и показателей интенсивности отдельных видов движения целесообразно использовать накопленный научным сообществом опыт в сфере социально-экономического прогнозирования. Обратим внимание на специфические особенности возможных целей прогнозов населения, которые, в свою очередь, определяют комплекс требований к необходимым для их разработки составу исходной информации (данным прогнозного фона), методам прогнозирования, к характеристикам качества и обоснованности прогнозов. И общем случае при разработке демографических прогнозов в некоторой территориальной системе (как и в целом в социально­экономическом прогнозировании) могут быть приняты во внимание цели двух типов.
   Цели изыскательного (поискового) прогнозирования. Согласно им демографический прогноз обычно предполагает оценку в перспективные моменты времени t = l, 2,..., Т, некоторых характеристик, определяющих в эти моменты состояние населения (его численность и некоторых структур) на рассматриваемой территории в зависимости от ожидаемых значений интенсивности его естественного, социального движений и миграции. Уровни этих интенсивностей, как и исходный состав населения, в таком случае рассматриваются как прогнозный фон (исходная информация), необходимый для решения поставленной задачи. Этот прогнозный фон может отражать некоторые гипотезы в отношении характера изменений показателей движения населения в будущем, представлять собой некоторые их оценки, зависящие от факторов внешней среды, условий жизнедеятельности и т. п. Здесь следует иметь в виду, что на перспективу значения прогнозного фона могут быть не известны с необходимой степенью точности. Тогда цель разработки поискового прогноза населения может состоять в определении альтернативных вариантов его численности и структур на перспективу в зависимости от возможных вариантов прогнозного фона.
   Поисковое прогнозирование обычно осуществляется в ситуациях, когда рассматриваемый процесс является более инерционным по отношению к возможным изменениям в социально-экономической системе. Вследствие этого практическое значение такого прогноза состоит в ориентации управления для «приспособления» этой системы (ее элементов, отношений между ними) к ожидаемым в будущем состояниям процесса. Например, поскольку в ближайшей и среднесрочной перспективе (примерно до 20 лет) показатели естественного движения в отсутствие социальных потрясений обычно меняются не столь существенно, то в относительно закрытых территориальных системах (т.е. при незначительной внешней миграции) изменения численности и половозрастных структур населения, трудовых ресурсов в этот период целесообразно рассматривать как более инерционные процессы по отношению к производству, социальной сфере. В этой связи экономика, системы образования, пенсионного обеспечения и другие социальные институты должны подстраиваться под будущие численность и структуры населения и трудовых ресурсов, ожидаемые значения которых на перспективу до 20 в данной ситуации целесообразно определять на основе методов поискового прогнозирования.
   Задача разработки поискового прогноза населения и трудовых ресурсов может быть рассмотрена и на более отдаленную перспективу, например в рамках решения проблем оценки влияния предполагаемых условий жизнедеятельности и стране на режим его воспроизводства, т. е. на рождаемость, инертность, социальные сдвиги, и тем самым на будущие характеристики населения и трудовых ресурсов. В качестве примера поискового прогноза социальной структуры населения может быть рассмотрена перспективная оценка его численности и образовательного состава в зависимости от возможных вариантов планов приема молодежи в средние специальные и высшие учебные заведения с учетом складывающихся зако­номерностей процессов рождаемости и смертности.
   Цели нормативного прогнозирования. В задачах нормативного прогнозирования населения (в соответствии с особенностями их постановки) его численность или, по крайней мере, численности его некоторых групп в перспективные моменты времени t =1, 2,... , Т, обычно предполагаются известными, заданными в виде целевых ориентиров, установок, ограничений. В таком случае прогноз предполагает определение необходимых показателей интенсивности движения населения (обычно социального, миграции), способствующих тому, что расчетные показатели численностей этих групп совпадали с заданными установками. Таким образом, в качестве исходных данных при разработке нормативных прогнозов населения выступают уже показатели его состояния (т. е. численность и структуры), хотя,может быть, и по ограниченному набору групп.
   Нормативные прогнозы населения часто разрабатываются для открытых территориальных систем (типа больших городов), имеющих ограничения на допустимые численности населения, трудовых ресурсов, количество занятых в отраслях народного хозяйства и т. п. В таких системах задача прогноза — определение уровней миграционного прироста населения, межотраслевых потоков трудовых ресурсов, обеспечивающих допустимые темпы роста численности жителей и потребности отраслей в трудовых ресурсах с учетом сложившихся особенностей естественного движения, трудовой активности населения, маятниковой миграции трудовых ресурсов, привлекательности мест приложения труда и некоторых других слаборегулируемых стихийных процессов в городе и окружающей его агломерации.
   Поисковые и нормативные прогнозы часто дополняют друг друга. В частности, поисковые прогнозы могут разрабатываться для проверки, оценки последствий применения тех или иных мер управления социальным движением. В этом случае для комплекса предлагаемых мер определяются соответствующие им показатели интенсивности межгрупповых переходов, которые затем используются в качестве прогнозного фона и расчетах численности и соответствующих структур населения на перспективу. Поисковые и нормативные демографические прогнозы обычно разрабатываются на основе дискретных моделей воспроизводства населения, описывающих изменения, происходящие в численностях выделенных его групп в результате межгрупповых переходов индивидуумов на последовательности временных интервалов (t + т) длиной т.


 
© www.txtb.ru