|
5.2. Методы выявления коммуникативной компетентности. Компетентностный и деятельностный подходы
Компетентностный подход В работах, посвященных компетентностному подходу, в качестве методов оценки уровня коммуникативной компетентности представлены: тесты “на применение”, рейтинговая и мониторинговая модели, самооценка [9, 10]. 1. Тесты “на применение”. Используются при определении межпредметных компетентностей. Исследуются умения использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. По этому принципу построены многие олимпиадные задания. 2. Рейтинговая модель. Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, т.е. все баллы считаются положительными, любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по лестнице успеха. 3. Мониторинговая модель. По смыслу она похожа на рейтинговую, но более структурирована. В ней фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались. Эта модель скорее похожа на психологическую карту личностного развития, только адаптированную под образовательный процесс. Характерно, что многие зарубежные авторы не используют цифровую шкалу, а прибегают к словесным характеристикам, имеющим определенную градацию (психологический портрет ученика). Организация мониторинга - дело трудоемкое и не быстрое. Здесь необходим принципиально новый подход к работе педагога, а также компьютерная обработка данных. В идеале - это внутришкольная локальная сеть с регламентированным порядком доступа (Кембриджские материалы, 2001). 4. Самооценка - использование опросников для исследования самооценки подростком своих коммуникативных знаний, умений и навыков [9]. Деятельностный подход Если понимать под компетенцией способность установить связи между знанием и ситуацией, а также способность на этой основе обнаружить и осуществить действие, позволяющее решить проблему, то формирование коммуникативной компетенции невозможно вне деятельностного подхода. Теория деятельностного подхода сформировалась в отечественной психологии в 20-30-х годах 20 века в трудах Л.С.Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и развивалась их продолжателями П.Я.Гальпериным, В .В. Давыдовым и др. Неслучайно большая часть исследований последних десятилетий касается именно деятельности детей на уроке, так как деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебнопознавательную деятельность. Значит, для формирования деятельностных способностей у обучающегося необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма [11, 12]. Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода, которая включает в себя следующую последовательность: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной задачи. 4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности (итог урока). Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В.В. Давыдов показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности. В исследованиях коллективной деятельности было показано, что нужно иначе понять сам процесс интериоризации: не просто как «перенос» внешней деятельности во «внутренний план», а как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: - связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; - планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; - привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; - оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
|
|