|
5.1. Понятия и основные положения теории коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетенция - это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А.А. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это «...ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на: • знаниях и чувственном опыте индивида; • способность эффективно взаимодействовать с окружающими, • благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [1 - 3] В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, И.Н. Зотова делает вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: - коммуникативные знания; - коммуникативные умения; - коммуникативные способности [4, С.109]. Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не эффективны. Коммуникативные умения: - умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, - речевые умения, - умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, - умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: - умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, - умение самоконтроля и саморегуляции, - умение организовывать сотрудничество, - умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, - умения активного слушания. Группа социально-перцептивных умений: - умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, - умение распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, - умение составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление. Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление. В работах других исследователей вышеуказанные компоненты и составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются в отдельности. Так же есть исследования, где составляющие коммуникативной компетентности рассматриваются под другим углом. Исследуя понятие коммуникативной компетентности, В.А. Лабунская выделяет в нем три составляющие: - точность (правильность) восприятия других людей; - развитость невербальных средств общения; - владение устной и письменной речью [5]. Ю.Н. Емельянов считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств: - способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли; - способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях, - умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения; - способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми; - осознание своих ценностных ориентаций, потребностей; - техники работы с людьми; - перцептивные возможности [6]. Некоторые авторы считают, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Например, С. А. Езова считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества: • а) в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия; • б) в выстраивании отношений; • в) в выборе тактики поведения; • г) в формах общения с партнером [7]. По мнению Е.В. Руденского коммуникативная компетентность складывается из способностей: - давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; - социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; - осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок, под которыми автор понимает своеобразную программу поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметнотематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия [8]. Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
|
|