|
4. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным
Поскольку именно руководитель является той инстанцией, которая должна нейтрализовать конфликт, особое значение приобретает анализ ошибочных действий руководителя, приводящих к деструктивным конфликтам. Основные три вида ошибочных действий руководителя выглядят следующим образом: 1) нарушения служебной этики: грубость, высокомерие, неуважение к подчиненным: - обман подчиненных, невыполнение обещаний; - нетерпимость к мнениям других; - ущемление прав подчиненных; - злоупотребление положением начальника; - поручения исполнителю «через голову» непосредственного руководителя; - утаивание информации (в том числе неосознанное); - критика, принижающая достоинства человека; 2) нарушение трудового законодательства; 3) несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда: - ошибки в применении поощрений и наказаний; - неверное распределение работ между исполнителями; - установление оклада с нарушением баланса «вклад-оклад»; - приглашение работника со стороны, когда кандидаты на должность есть в самом коллективе; - болезненное отношение к авторитету подчиненных; - огульная критика группы подчиненных; - нечеткая формулировка заданий; - недооценка разъяснительной работы. При разрешении конфликтных ситуаций «по вертикали» необходимо учитывать личность сотрудника, всю предысторию деловых, а возможно, и неформальных отношений между ним и начальником. Руководителю необходимо знать, что существуют негативные и коварные приемы «силового давления» и даже шантажа руководителя, которые используют некоторые сотрудники: — постоянно изыскивают на руководителя «компромат» и стараются использовать его в самой уязвимой для него ситуации; — делают постоянно обиженный вид, говоря тем самым, что их права и интересы руководитель постоянно ущемляет; — из любой мелочи делают проблему; — обвиняют руководителя, что он не руководит, а только требует; — оценивают свои поступки так: «Все считают меня грамотным специалистом, кроме вас»; — провоцируют маленький конфликт, втягивают в него как можно больше людей и оставляют руководителя перед большой конфликтной ситуацией; — стремятся во что бы то ни стало объединить вокруг себя всех, кто недоволен руководителем, «сколотить» против руководителя оппозицию; — угрожают жалобой на непосредственного руководителя вышестоящему начальнику; — периодически возмущаются и подчеркивают, что «раньше, при прежнем руководителе такого не было», что нового руководителя никто не понимает. Некоторые контрприемы против подобного давления: 1. Необходимо всякий раз искать причину, главный мотив и в конечном итоге цель, которую преследует сотрудник коллектива, прибегая к подобным приемам. 2. Не давать себя спровоцировать на мелкие конфликты, чтобы они затем не переросли в большой конфликт. 3. Всякие элементы «силового давления», а тем более шантажа руководителя, предавать гласности и пресекать их изначально. 4. Лишить сотрудника, который использует столь неблаговидные приемы, всякой возможности сколотить вокруг себя «оппозицию» против руководителя. Прежде всего своими делами и конструктивной критикой доказать коллективу, что руководитель прав. Существует единственное средство общения руководителя с «конфликтной личностью» - правильно «подобрать ключик». Для этого психологи советуют попытаться увидеть в нем друга и лучшие черты его личности, поскольку невозможно изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Если «подобрать ключ» не удается, то остается одноединственное средство - перевести такого человека в разряд «стихийного бедствия» с последующим отделением его от остального коллектива: в отдельный кабинетик, на другой этаж и т. д. с выдачей самостоятельного задания.
|
|