|
ТЕМА 12. СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ИТОГИ
В 1584 г. на престол вступил средний сын Ивана Грозного Федор Иванович (1584-1598), фактическим правителем в это время являлся Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор. В 1591 г. при недостаточно ясных обстоятельствах погиб в Угличе царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. династия Рюриковичей прекратилась. Период с 1598 г. (смерть Федора Ивановича) по 1613 г. (воцарение Михаила Романова) в исторической литературе принято называть Смутой. Смута - это династический, социальноэкономический кризис и кризис русской государственности, в основе которого лежал конфликт между стремлением самодержавия к установлению неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил участвовать в управлении государством. Смута поистине стала войной всех против всех, разделив российское общество на враждебные один другому слои. Основные события Смутного времени • 1598-1605 гг. - правление Бориса Годунова. Б. Годунов достаточно успешно проводил политику, соответствующую русским национальным интересам, однако обстоятельства складывались неблагоприятно для него. В 1601 г. в результате неурожая в стране начался страшный голод, продолжавшийся 3 года. По стране поползли слухи, что голод - это наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Б. Годунова. В кризисной обстановке появляются авантюристы, выдававшие себя за наследника русского престола - царевича Дмитрия, чудом спасшегося в Угличе. Таким человеком был Григорий Отрепьев, с помощью польских магнатов предпринявший в 1604 г. поход на Москву. Его поддержали многие бояре, недовольные Годуновым, и народ. После неожиданной смерти Б. Годунова в 1605 г. Лжедмитрий I был провозглашен царем. • 1605-1606 гг. - царствование Лжедмитрия I. Продолжение крепостнической политики, новые поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство феодальной знати, особенно усилившееся после женитьбы Лжедмитрия на Марине Мнишек, привели к организации против него боярского заговора. В мае 1606 г. произошло восстание против Лжедмитрия, он был убит. Во главе заговора стояли бояре Шуйские. • 1606-1610 гг. - правление Василия Шуйского. В. Шуйский дал оформленное в виде «крестоцеловальной записи» обязательство сохранять привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Положение народа в период правления Шуйского продолжает ухудшаться, что послужило причиной народных восстаний, крупнейшим из которых было восстание под предводительством И. Болотникова (16061607). Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий II. На Москву он двинулся во главе больших шляхетских отрядов польских и литовских магнатов. 1 июня 1608 г. войско самозванца стало укрепленным лагерем в подмосковном селе Тушино (сам он получил прозвище «тушинский вор»). Началась осада Москвы. Часть столичной знати перешла на сторону Лжедмитрия II. Отряды тушинцев контролировали значительную территорию страны, грабя и разоряя ее. В феврале 1609 г. правительство В. Шуйского заключило союзный договор со Швецией, рассчитывая на ее помощь в войне с тушинцами. В 1609 г. русско-шведские полки под командованием племянника царя Скопина-Шуйского начали успешные военные действия против тушинцев. Самозванец бежал в Калугу. Польша, состоявшая в войне со Швецией, использовала русско-шведский договор как предлог для объявления войны России, ее войска осадили Смоленск. Против В. Шуйского поднялись дворяне, 17 июля 1610 г. его свергли и постригли в монахи. • 1610-1612 гг. - «семибоярщина» - у власти правительство из 7 бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Страх перед самозванцем и польской военной силой заставили бояр склониться к избранию на русский престол польского королевича Владислава. Бояре совершили национальное предательство, впустив в Москву войско польского гетмана Жолкевского. Тем временем шведские войска начали захват русского Севера и вскоре обманом захватили Новгород. После захвата Москвы перед Россией встала угроза утраты национальной независимости. Этого не произошло благодаря патриотическому подъему народа. В марте 1611 г. в Рязанской земле создано I ополчение, которое возглавил воевода Прокопий Ляпунов. Ополчение двинулось к Москве, где началось восстание. Интервенты начали терпеть поражение, тогда они подожгли город. Войска сражались на подступах к Кремлю. Вскоре после убийства П. Ляпунова I ополчение распалось. Осенью 1611 г. земский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин создает «Совет всея земли», являющегося временным правительством. Нижегородцы отдали на создание ополчения 1/3 личного имущества. Возглавить ополчение пригласили князя Д.М. Пожарского. В конце августа 1612 г. войско Минина и Пожарского подошло к столице. 23 - 24 августа состоялось сражение под Москвой с польской армией под командованием гетмана Хоткевича. 26 октября интервенты капитулировали. Москва была полностью освобождена. Польский король отказался от претензий на русский престол. Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор из 700 представителей от дворян, бояр и духовенства, 50 городов, стрельцов и казаков. На нем обсуждался вопрос об избрании нового царя. Им стал 16-летний Михаил Романов (1613-1645), сын митрополита Филарета, ставшего впоследствии патриархом. В 1617 г. был заключен Столбовской мир со Швецией, согласно которому Швеция возвратила России Новгород, но удерживала за собой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой. По его условиям за Польшей оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, территориальное единство страны в основном было восстановлено, хотя часть русских земель была утрачена. Последствия Смуты • Дальнейшее ослабление позиций боярства. • Возвышение дворянства, получившего новые поместья и возможности для окончательного закрепощения крестьян. • Тяжелое экономическое положение, финансовые проблемы, что повлекло за собой закрепощение посадского и сельского населения. • Войны XVII в. • У русских людей возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства.
|
|