Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6.1. Психологическая характеристика общения

  Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.
  Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
  Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей - сложный диалектический процесс. Возможность общения расширяется вместе с развитием общества. В то же самое время само развитие определенного общества зависит от контактов, общения с другими людьми и обществами.
  Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Отношения представляют собой более глубокие сущностные характеристики, а общение - их проявление.
  В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения:
  - коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);
  - интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);
  - перцептивный (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
  Б.Ф. Ломов определяет следующие функции общения:
  • информационно-коммуникативная;
  • регуляторно-коммуникативная;
  • аффективно-коммуникативная.
  Исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социальнопсихологических явлений.
  Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение. Развитие человека в общении происходит через два основных механизма - идентификацию и обособление.
  Идентификация - уподобление другим людям, «выделение» собственного «Я» как частицу рода.
  Обособление - в его основе лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности.
  Межличностное общение - необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В общении как в специфическом виде деятельности человека также формируются и проявляются личностные качества человека.
  Основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия - личностный рост, изменение самого себя. Первый шаг на этом пути - расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данную каждому способность осознания жизни и себя в ней, человек может понять, как он общается и что мешает ему строить продуктивные взаимоотношения.
  Рефлексия - способность человека осознавать свои поступки и образ своего «Я».
  Успешность общения во многом определяется способностью человека к эмпатии. Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах и предиктивная эмпатия, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие.
  Человека можно назвать компетентным в общении настолько, насколько в этом процессе обоим партнерам удается эффективно решать коммуникативные проблемы, актуализировать свою индивидуальность или проявить свою духовную природу, а это означает, насколько им в самом процессе коммуникации удается сделать еще один шаг в своем развитии.
  Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью коммуникативной и общей культуры человека. В свою очередь профессиональная коммуникативная компетентность включается в профессиональную культуру специалиста.
  Среди наиболее значимых профессиональных качеств психологи-исследователи чаще всего называют:
  - высокий профессионализм, компетентность по широкому кругу значимых проблем, высокий уровень общего образования и культуры;
  - коммуникабельность, общительность, социальная смелость, умение управлять людьми, организаторские способности;
  - нервно-психическая выносливость, т.е. работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;
  - доброжелательное отношение к людям.
  Коммуникативная компетентность в работах Е.В. Сидоренко определяется как совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, достаточных для решения коммуникативных задач. Одним из наиболее важных качеств современного специалиста являются коммуникативные способности. Несмотря на общеупотреби- мость понятия «коммуникативно-организаторские способности» в психологии до сих пор нет общего определения этих способностей. К ним относят довольно большое число разнообразных характеристик, таких как «умение общаться, умение регулировать плоскости обмена информацией и функциональную направленность поведения» (А.А. Кидрон), а также «умение влиять на людей, умение оперативно разбираться в ситуативном взаимодействии людей и направлять его в нужное русло» (Б.А. Федоршин).
  Коммуникативная компетентность включает в себя следующие характеристики:
  1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения;
  2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения;
  3) умение сохранять партнерскую позицию в общении, умение строить контакты на разных психологических дистанциях;
  4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий;
  5) желание человека психологически-грамотно строить свои отношения с окружающими.


 
© www.txtb.ru