|
4.3. Неполная семья
Неполную семью традиционно рассматривают как проблемную из-за нарушений в структуре семьи: - во-первых, отсутствует супружеская подсистема; - во-вторых, одинокие матери и одинокие отцы выполняют одновременно и женские, и мужские роли по отношению к ребенку. Исследователи выделяют следующие виды неполных семей [25;42]: а) неполная: материнская, отцовская, осиротевшая, внебрачная, разведенная; 6) неполная расширенная, когда в неполной семье живут другие родственники. В психологической литературе рассматривают ещё функционально неполную семью, когда профессиональные или другие причины оставляют мало времени супругам для семьи. На рассмотрении этого вида семьи в рамках данного вопроса мы не останавливаемся. Как показывают результаты исследований, одинокие матери и отцы имеют следующие сходные характеристики поведения: - их социальная жизнь, контакты более ограничены; - для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребенком; - со временем у них нарастают психологические барьеры, мешающие их вступлению в повторный брак. Для одиноких матерей и отцов характерны следующие различия в поведении и взаимоотношениях с детьми и социальным окружением: - одинокие отцы в большей степени вызывают сочувствие и получают большую помощь от родственников и от друзей; - у одиноких отцов ещё более узкий круг социального общения; - у одиноких отцов эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, может быть недостаточна; - одинокие матери чаще одиноких отцов сталкиваются с проблемами дисциплины в отношениях с детьми. Исследователи выделяют следующие особенности взаимоотношений с детьми в неполных семьях: 1. У маленького ребенка, как правило, складываются эмоционально глубокие (симбиотические) взаимоотношения с родителем (особенно с матерью). 2. Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье, особенно материнской, может происходить, когда ребенок достигает подросткового возраста. У подростка появляется потребность в автономии и в референтной группе друзей. Мать, находясь в сильной эмоциональной зависимости от ребенка, начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни. Отход ребенка может вызвать ухудшение самочувствия матери. Подросток может столкнуться с необходимостью выбора между проявлениями самостоятельности и здоровьем матери. 3. В диадических семьях, чаще типа «мать-сын», могут встречаться и своеобразные конфликты, напоминающие супружеские. Основаны такие конфликты чаще на перенесении матерью на сына нереализованных претензий к его отцу. 4. Достаточно сложной в неполной семье является такая ситуация, когда оставшийся с ребенком родитель стремится доказать (продемонстрировать) обществу, что и один он может воспитать достойного человека. Часто при этом родитель стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы и идеалы, при этом склонности и особенности ребенка игнорируются. В такой ситуации учащаются детско-родительские конфликты.
|
|