|
4.2. Семья в разводе
К такому типу проблемных семей относят следующие семьи: - семьи, которые находятся на грани развода; - семьи с разведенными родителями. Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с необходимостью прерывать значимые отношения и нарушением стабильности. Наиболее сильное влияние развод оказывает на детей. Для ребенка семья - это то, что существует вечно. Поэтому расставание родителей - это разрушение всех сфер привычной жизнедеятельности ребенка. В психологической литературе рассматриваются результаты влияния развода на детей разного возраста [37;42]: - дети в возрасте 3-6 лет часто испытывают чувство вины и самоунижения, т. к. думают, что причина того, что произошло, в них; - дети в возрасте 7-8-9 лет чаще переживают чувства злости, обиды, особенно на отца; - дети в возрасте 10-12 лет чувствуют себя заброшенными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем; - и только дети в возрасте13-18 лет, испытывая чувство потери и обиды, все же способны достаточно адекватно представить себе причины и последствия развода; качество своих отношений с каждым из родителей. С точки зрения А.И. Тащева переживания ребенка в ситуации развода усугубляют следующие обстоятельства: - ссоры родителей, предшествующие разводу и неизбежное ухудшение отношений с ребенком; - ощущение ребенком эмоционального отсутствия ушедшего родителя; - восприятие ухода родителя как обесценивания самого ребенка; - изменение интенсивности общения ребенка с оставшимся родителем, т.к. родитель находится со своими переживаниями, и увеличиваются бытовые нагрузки; - возможное ухудшение отношений ребенка со сверстниками. Неадекватные стратегии поведения супругов в ситуации развода тоже усиливают переживания ребенка. Рассматривают следующие неадекватные стратегии поведения супругов: 1. Использование ребенка для разрешения супружеских конфликтов. Если конфликт принял затяжной характер, и супруги не разговаривают друг с другом, ребенок может выполнять роль «беспроволочного телеграфа».
2. Разделение с ребенком ответственности за развод. При такой стратегии родители обращаются к ребенку с навязчивыми вопросами, типа: - «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой (мамой) расстанемся?»; - «Что лучше для твоего будущего, если мы будем жить плохо вместе или расстанемся?». 3. Манипулирование чувствами ребенка. При данной стратегии ребенка могут использовать с целью: примириться; вернуть к себе почти утерянного супруга; обратить на себя внимание. Например, мать говорит ребенку: «Скажи отцу, что я не переживу развода». Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются разводящиеся супруги, состоит в том, как сообщить ребенку об уже принятом решении, не нанося ему слишком сильной психологической травмы. Главное, необходимо отказаться от обвинительной стратегии поведения в конфликтной ситуации развода. Отказ от обвинительной стратегии означает следующее: - не обвинять супруга (супругу) при ребенке, для которого - он (она) не плохой муж (жена), а папа, мама; - не обвинять в сложившейся ситуации других родственников (бабушек, дедушек, других родственников); - не обвинять в происходящем самого ребенка (если бы ты себя хорошо вел, этого бы не случилось). Реакция на неожиданное сообщение о разводе у ребенка может быть отсроченной во времени. В этом случае у ребенка проявляется синдром посттравматического стресса (или шока). Признаки посттравматического шока у детей разнообразны, например: 1) навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце, его прикосновениях и запахах; 2) наоборот, избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: имени отца, упоминания о его профессии, о любимых совместных занятиях и т.п.; 3) ребенок может вообще забыть определенный период жизни (вычеркнуть его из памяти), связанный с разводом родителей. Впоследствии он не сможет вспомнить события данного этапа жизни. 4) ребенок может демонстрировать регрессивное поведение (перейти на более раннюю стадию психического развития): - в результате забыть определенные поведенческие навыки, которыми овладел раньше (забыть, как пользоваться горшком, завязывать шнурки и т.п.); - вернуться к более ранним играм, причем игры становятся более агрессивными; 5) проявляет сверхбдительность: постоянно проверяет, на месте ли игрушки, вещи, не исчезли ли они, так же как отец. Родители такие странности в поведении ребенка часто объясняют его желанием позлить старших. На самом деле такое поведение ребенка можно объяснить неосознаваемым желанием привлечь к себе внимание родных. Взрослым необходимо помнить, что ребенку в ситуации развода нужна соответствующая психологическая поддержка.
|
|