Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.2. Семья в разводе

  К такому типу проблемных семей относят следующие семьи:
  - семьи, которые находятся на грани развода;
  - семьи с разведенными родителями.
  Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с необходимостью прерывать значимые отношения и нарушением стабильности.
  Наиболее сильное влияние развод оказывает на детей. Для ребенка семья - это то, что существует вечно. Поэтому расставание родителей - это разрушение всех сфер привычной жизнедеятельности ребенка. В психологической литературе рассматриваются результаты влияния развода на детей разного возраста [37;42]:
  - дети в возрасте 3-6 лет часто испытывают чувство вины и самоунижения, т. к. думают, что причина того, что произошло, в них;
  - дети в возрасте 7-8-9 лет чаще переживают чувства злости, обиды, особенно на отца;
  - дети в возрасте 10-12 лет чувствуют себя заброшенными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем;
  - и только дети в возрасте13-18 лет, испытывая чувство потери и обиды, все же способны достаточно адекватно представить себе причины и последствия развода; качество своих отношений с каждым из родителей.
  С точки зрения А.И. Тащева переживания ребенка в ситуации развода усугубляют следующие обстоятельства:
  - ссоры родителей, предшествующие разводу и неизбежное ухудшение отношений с ребенком;
  - ощущение ребенком эмоционального отсутствия ушедшего родителя;
  - восприятие ухода родителя как обесценивания самого ребенка;
  - изменение интенсивности общения ребенка с оставшимся родителем, т.к. родитель находится со своими переживаниями, и увеличиваются бытовые нагрузки;
  - возможное ухудшение отношений ребенка со сверстниками.
  Неадекватные стратегии поведения супругов в ситуации развода тоже усиливают переживания ребенка. Рассматривают следующие неадекватные стратегии поведения супругов:
  1. Использование ребенка для разрешения супружеских конфликтов.
  Если конфликт принял затяжной характер, и супруги не разговаривают друг с другом, ребенок может выполнять роль «беспроволочного телеграфа».
  2. Разделение с ребенком ответственности за развод.
  При такой стратегии родители обращаются к ребенку с навязчивыми вопросами, типа:
  - «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой (мамой) расстанемся?»;
  - «Что лучше для твоего будущего, если мы будем жить плохо вместе или расстанемся?».
  3. Манипулирование чувствами ребенка.
  При данной стратегии ребенка могут использовать с целью: примириться; вернуть к себе почти утерянного супруга; обратить на себя внимание.
  Например, мать говорит ребенку: «Скажи отцу, что я не переживу развода».
  Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются разводящиеся супруги, состоит в том, как сообщить ребенку об уже принятом решении, не нанося ему слишком сильной психологической травмы. Главное, необходимо отказаться от обвинительной стратегии поведения в конфликтной ситуации развода. Отказ от обвинительной стратегии означает следующее:
  - не обвинять супруга (супругу) при ребенке, для которого - он (она) не плохой муж (жена), а папа, мама;
  - не обвинять в сложившейся ситуации других родственников (бабушек, дедушек, других родственников);
  - не обвинять в происходящем самого ребенка (если бы ты себя хорошо вел, этого бы не случилось).
  Реакция на неожиданное сообщение о разводе у ребенка может быть отсроченной во времени. В этом случае у ребенка проявляется синдром посттравматического стресса (или шока). Признаки посттравматического шока у детей разнообразны, например:
  1) навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце, его прикосновениях и запахах;
  2) наоборот, избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: имени отца, упоминания о его профессии, о любимых совместных занятиях и т.п.;
  3) ребенок может вообще забыть определенный период жизни (вычеркнуть его из памяти), связанный с разводом родителей. Впоследствии он не сможет вспомнить события данного этапа жизни.
  4) ребенок может демонстрировать регрессивное поведение (перейти на более раннюю стадию психического развития):
  - в результате забыть определенные поведенческие навыки, которыми овладел раньше (забыть, как пользоваться горшком, завязывать шнурки и т.п.);
  - вернуться к более ранним играм, причем игры становятся более агрессивными;
  5) проявляет сверхбдительность: постоянно проверяет, на месте ли игрушки, вещи, не исчезли ли они, так же как отец.
  Родители такие странности в поведении ребенка часто объясняют его желанием позлить старших. На самом деле такое поведение ребенка можно объяснить неосознаваемым желанием привлечь к себе внимание родных. Взрослым необходимо помнить, что ребенку в ситуации развода нужна соответствующая психологическая поддержка.


 
© www.txtb.ru