Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.2. Лидерство в малых группах

  Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
  Отличие лидера от других членов группы проявляется не в наличие у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. Лидер является детонатором общественного мнения. Лидер обладает большим, чем остальные члены группы, влиянием на поведение других, активно формирует их позицию. Остальные члены группы принимают лидерство, строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
  Лидерство возникает стихийно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, и именно он принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности. В начале формирования группы проявляется пробный лидер. Разные члены группы пытаются взять на себя роль лидера и предложить правила организации, процедуру отношений и прочее. Данное состояние называется рассеянным лидерством. Здесь нет четкой организационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят несколько, часто противоречащих друг другу, лидеров. Успешный, или эффективный, лидер - это человек, за которым последовали члены группы, он вовлекает их в групповое взаимодействие и способствует групповому решению задачи. Члены группы сплачиваются вокруг него, и данное состояние характеризуется как фокусированное лидерство.
  Формальный лидер связан с официальной организацией деятельности группы (занимает формальную, назначенную или избранную, должность), и неформальный лидер - авторитетный человек, пользующийся влиянием в группе. Формальный лидер может быть одновременно и неформальным, тогда его влияние особенно значимо для деятельности группы.
  Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, поэтому феномен лидерства относиться к динамическим процессам группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязания лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Следовательно, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.
  Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присуще группе. Чаще всего группа предпочитает универсалов - людей общительных, веселых, знающих, умеющих делать что-либо своими руками. Менее привлекательными являются люди, относящиеся к категории зазнаек, нытиков, зануд, теоретиков-умников. Лидер - это «зеркало» группы. Человек, который является лидером одной группы, совсем не обязательно станет лидером в другой группе, так как это уже другая группа, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру.
  Основными признаками лидерства являются:
  • более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
  • большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
  • более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
  • большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
  • большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
  Основные функции лидера - организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
  В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.
  Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:
  • на решение групповых задач;
  • на общение и взаимоотношения в группе;
  • универсальных лидеров.
  Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.
  В настоящее время имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. Р.Стогдилл, исследователь качеств лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.
  Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.
  Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства полагают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.
  Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.
  Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.). Ф. Фидлер выявил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека - в умеренно благоприятных условиях.


 
© www.txtb.ru