Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  В данном учебном пособии авторы постарались познакомить читателей с предметом, объектом и методами психологии, её историей, а также с современными взглядами на психические процессы, состояния и свойства личности человека.
  Ниже представлена схема категориальной системы психологии, в которой «психосфера» соотнесена с «биосферой», «ноосферой» и категориальным аппаратом современной психологии. Данная схема позволяет рассмотреть предмет психологии как систему с множеством взаимосвязанных подсистем, во-первых, и его место в других системах - во-вторых.
  Понятие «психосфера» введено для обозначения предметной области психологии и призвано охватить богатство и многоплановость феноменов, изучаемых данной наукой.
  Биосфера (от греч. bios - жизнь и sphaira - шар) - область активной жизни (нижняя часть атмосферы, гидросфера и верхняя часть литосферы), в которой совокупная деятельность живых организмов, включая человека, образует целостную динамическую систему и проявляется как фактор планетарного масштаба и значения.
  Ноосфера (от греч. noos - разум) - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера представляет собой «мыслящий пласт», который разворачивается над миром животных и растений, вне биосферы и над ней. Ноосфера включает в себя антропосферу (совокупность людей как организмов), техносферу (совокупность искусственных объектов, созданных в процессе целенаправленной деятельности человека), изменённую человеком живую и неживую природу, а также социосферу (совокупность социальных факторов того или иного этапа развития общества в его взаимодействии с природой).
  Категория (от греч. kategoria - высказывание, признак) - общее, фундаментальное понятие науки, включающее в себя другие, более частные научные понятия, отражающее их наиболее существенные свойства и отношения, а также содержащее в себе основные принципы объяснения соответствующих явлений.

Рис. 33. Категориальная система психологии

Рис. 33. Категориальная система психологии

  Психологические категории - общие, предельно широкие философско-психологические понятия, иерархически взаимосвязанные, лежащие в основе системы психологических знаний.
  В категориальной системе психологии выделено 5 уровней категорий (горизонтали):
  - биологические - явления, которые могут быть изучены объективными методами (например, с помощью технических средств) или извне (например, путём наблюдения);
  - протопсихологические (от греч. protos - первый) - «до» или «пред» психологические явления, которые уже не могут быть исследованы ни с помощью показаний датчиков, ни путём прямого наблюдения; для своего изучения они требуют умопостигаемых конструктов, т.е. введения специальных понятий; кроме того, человеку трудно их осознать в себе;
  - базисные психологические - собственно психологические, «ядерные» психические феномены, которые любой человек может обнаружить в себе; их исследование требует разработки системы психологических понятий, обоснования связей и отношений между ними, что и реализуется в различных теориях с той или иной степенью успешности;
  - метапсихологические (от греч. meta - после, за) - «сверх» психологические - это уровень идей, которые невозможно изучать как физические объекты; исследуются уже не только психологией, но используются и многими другими гуманитарными науками;
  - экстрапсихологические (от лат. extra - сверх, вне) - общенаучные категории, на природу которых может быть множество взглядов, причём каждый из них имеет право на существование, но всегда охватывает только один или несколько фрагментов.
  По мере возрастания уровня категорий - от биологических до экс- трапсихологических - снижается степень верифицируемости (т.е. возможность проверки достоверности, истинности) знаний об изучаемых явлениях. Так, существует множество теорий личности. Однако любую из них можно принимать или не принимать, поскольку каждая теория является всего лишь моделью, предлагающей своё видение личности.
  Схема категориальной системы психологии содержит также 7 кластеров (от англ. cluster - класс родственных элементов) - фундаментальных измерений бытия человека (вертикали):
  - субстанциональность (от лат. substantia - сущность, лежащее в основе) - свойство человека «быть причиной себя»;
  - направленность (синоним «устремлённость»);
  - активность (свойство активности);
  - когнитивность (познание);
  - пристрастность (синоним «значимость»);
  - событийность (синонимы - «социальность», «сопричастность»);
  - действительность («область бытия»).
  Стрелками на схеме показано восхождение от биологического к социальному, разумному; соединительными линиями - рядоположенность и взаимосвязанность категорий одного уровня.
  С одной стороны, нижестоящая категория является фундаментом для вышестоящей. Категория «личность», например, не может быть полностью раскрыта без изучения категорий «организм» → «существо» → «субъект» → «я».
  С другой стороны, вышестоящая категория может быть раскрыта только через соотношение всех нижестоящих категорий одного уровня. Так, категория «личность» должна раскрываться через соотношение «я» с другими категориями: «ценность», «деятельность», «сознание», «чувство», «общение» и «предметность».
  Каждая категория является родовой по отношению к определённому кругу психологических понятий. Так, категория «образ» может быть конкретизирована в таких понятиях, как «восприятие», «представление», «воображение», «память» и т.д.
  Категориальная система психологии представляет собой «каркас», основу психологии как науки. Категории психологии формировались в течение всей истории этой науки. Общий объём системы психологических категорий соответствует объёму и содержанию «психики» как предмета исследования психологии.


 
© www.txtb.ru