|
7.3. Неопсихоаналитическое направление: теории К.Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, ученик З. Фрейда, одним из первых отошедший от традиционного психоанализа . Свою теорию К.Г. Юнг назвал «аналитической психологией». В структуре личности К.Г. Юнг выделил три составляющих её психических компонента: 1) Эго или Я представляет собой сознательный компонент психики, который включает в себя все те ощущения, мысли, чувства и воспоминания, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство. Эго является основой нашего самосознания. К.Г. Юнг выделил две ориентации Эго или Эго-направленности: экстраверсию (направленность на внешний мир) и интроверсию (направленность на внутренний мир). Обе ориентации с рождения имеются у каждого человека, но одна является ведущей, а другая - вспомогательной. Зная, какая ориентация является ведущей у конкретной личности, можно достаточно точно предсказать её поведение в определённых ситуациях;
2) личное бессознательное - компонент психики, который включает в себя ряд составляющих. Во-первых, это мысли, переживания и т.п., которые когда-то осознавались человеком, но затем были им вытеснены. Во-вторых, это чувственные впечатления, недостаточно интенсивные для того, чтобы быть осознанными. В-третьих, это комплексы - скопления мыслей, чувств, представлений памяти, скомпонованных вокруг определённых тем, которые могут оказывать достаточно сильное влияние на человека. Например, человек с «комплексом власти» может затрачивать значительные усилия на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. В отличие от своего учителя К.Г. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного доступен для осознания;
3) коллективное бессознательное - самый глубинный слой, в котором в виде специфических следов памяти содержится всё психологическое наследие человеческой эволюции. В коллективном бессознательном К.Г. Юнг выделил несколько уровней. Самый древний из них содержит следы дочеловеческого прошлого (опыта наших человекообразных предков), тогда как менее старые уровни содержат расовое и национальное наследие. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер, оно есть у каждого человека уже в момент его рождения. Содержание коллективного бессознательного составляют врождённые психические структуры - архетипы (от греч. arche - начало и typos - образ) - «первичные образы», «идеи» или «прообразы». В архетипах «записан» эмоциональный и смысловой опыт взаимодействия предшествующих поколений с различными объектами, явлениями и событиями. Поэтому они предрасполагают людей реагировать (эмоционально, когнитивно и поведенчески) определённым образом на конкретные объекты, явления и т.д. При описании архетипов часто прибегают к аналогии с руслом реки: какая бы вода ни потекла по нему, она всё равно будет находиться в пределах его формы. Архетипы тоже являются своеобразными «формами», которые при жизни человека наполняются конкретным содержанием. Например, архетип матери - это обобщённая «идея» матери, включающая смысловые (воспитание, плодородие, зависимость) и эмоциональные компоненты. Ребёнок рождается с этим архетипом, а затем на его основе создаёт образ своей реальной матери. Согласно К.Г. Юнгу, архетипы часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В коллективном бессознательном содержится много архетипов (мать, ребёнок, герой, мудрец и др.). Некоторым из них отводится важное место в теории личности К.Г. Юнга, в частности: 1) Персона (от лат. persona - маска) - архетип, необходимый для того, чтобы нормально взаимодействовать с другими людьми в повседневной жизни. Он предполагает проигрывание человеком в течение жизни множества ролей в соответствии с социальными требованиями (согласно К.Г. Юнгу, это означает произведение человеком впечатления на других и утаивание им своей истинной сущности). Если этот архетип приобретает слишком большое значение, то личность может полностью свестись к одному только «публичному лицу» (социальной роли, маске), т.е. стать поверхностной, отчуждённой от истинного эмоционального опыта; 2) Тень представляет собой подавленную тёмную, «дурную» и животную сторону личности. В ней содержатся наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Однако она, по мнению К.Г. Юнга, является источником жизненной силы, спонтанности и творчества человека. Автор объясняет это тем, что функцией Эго является обуздание энергии Тени и её направление в нужное русло таким образом, чтобы человек мог жить в гармонии с другими, открыто выражая свои импульсы в творчестве; 3) Самость (англ. self - само-, себя-, свое-) - наиболее важный архетип. У развитой личности Самость представляет собой её сердцевину, вокруг которой объединяются все другие её элементы. Согласно К.Г. Юнгу, главная цель человеческой жизни - обретение самости, т.е. становление зрелой, целостной, гармоничной и неповторимой личности. Развитие личности К.Г. Юнг рассматривал как динамический процесс её эволюции на протяжении всей жизни. В нём автор выделил две составляющих: - индивидуацию - процесс интеграции всех - сознательных и бессознательных - аспектов личности, благодаря которому и происходит её развитие. Но достичь интеграции - крайне сложная задача, т.к. разные составляющие личности противоречат и противодействуют друг другу. Поэтому индивидуация требует от человека значительных усилий, настойчивости и т.д.; - самореализацию, которая является итогом индивидуации. Самореализация - конечная стадия развития личности. Её достижение означает, что человек обрёл самость, что произошло полное развитие и выражение всех элементов его личности. На этой стадии архетип Самости становится центром личности, который уравновешивает разнообразные её составляющие. Чувствуя себя целостной, гармоничной, больше не растрачивая энергию на «борьбу» или «примирение» с самой собой, личность может теперь заниматься творческой деятельностью, наслаждаться жизнью. По мнению К.Г. Юнга, самореализация доступна только немногим способным людям. Развитие личности, согласно К.Г. Юнгу, - это прежде всего развитие Эго. Автор выделил четыре свойственных человеку психических функции: две рациональные (мышление и чувство) и две иррациональные (ощущение и интуиция). Но только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся (т.е. находится в распоряжении Эго), тогда как другие погружены в бессознательное . Когда Эго не справляется с адаптацией к жизненным обстоятельствам, поведение человека начинает регулироваться этими вспомогательными функциями. Это означает остановку в развитии личности либо её регресс на предыдущую стадию, что и является, согласно К.Г. Юнгу, причиной невроза. Аналитическая психология в последние годы набирает всё большую популярность. Однако большинство положений К.Г. Юнга не подвергались эмпирической проверке, а потому говорить о степени их соответствия действительности преждевременно. Альфред Адлер (1870-1937) - австрийский психиатр, тоже одним из первых отказавшийся от традиционного психоанализа. А. Адлер был против «расчленения» личности на три инстанции (Ид, Эго и Супер-эго). Признавая наличие сознания и бессознательного как компонентов психики, он считал, что между ними нельзя проводить жёстких границ. Он выдвинул положение о том, что психическая жизнь личности едина и неделима, поэтому назвал свою теорию «индивидуальной психологией». А. Адлер разработал ряд концепций, описывающих составляющие личности и её развитие: 1) комплекс неполноценности и гиперкомпенсация. Согласно А. Адлеру, всем людям свойственно субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения психологического или социального бессилия в детстве . Чувство неполноценности обусловливает возникновение «здорового» стремления к превосходству. Но у некоторых людей формируется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. К его возникновению приводят неполноценность органов ребёнка, чрезмерная опека или отвержение ребёнка родителями. Такие люди прибегают к двум способам преодоления чувства неполноценности: - уходу в болезнь. Если человек не может освободиться от чувства неполноценности, компенсировать его нормальными способами, то он «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу (развивается невроз); - гиперкомпенсации (от греч. hyper - над, сверх). Во-первых, человек может чрезмерно развить какую-то одну свою черту или способность. В качестве примера А. Адлер ссылался на личность Наполеона Бонапарта, считая, что его особые способности как полководца объяснялись тем, что у него было обострённое чувство неполноценности из-за небольшого роста. Во-вторых, у человека может развиться комплекс превосходства, который выражается в стремлении преувеличивать свои физические, интеллектуальные или коммуникативные способности. Такой человек самоутверждается за счёт других людей, ведёт себя хвастливо и высокомерно; 2) стремление к превосходству - главная движущая сила поведения человека, по мнению А. Адлера. Человеку свойственно стремиться к совершенству, тянуться вперёд - к личностно значимым жизненным целям. Хотя это стремление заложено в природе человека, с момента рождения оно является лишь «возможностью» - его ещё нужно развивать, чтобы человек смог реализовать свой потенциал. А. Адлер отмечал, что превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление; 3) социальный интерес. Согласно А. Адлеру, человеку свойственен социальный интерес, который включает в себя чувство принадлежности к человеческому сообществу, чувство эмпатии ко всем людям, стремление вступать в отношения сотрудничества с ними. Предпосылки социального интереса являются врождёнными и представляют собой своеобразный социальный инстинкт . Однако социальный интерес тоже необходимо развивать, что входит в задачи социального окружения ребёнка (матери, отца, семьи в целом). Согласно А. Адлеру, выраженность социального интереса является показателем психического здоровья человека. Он сильно выражен у нормальных, здоровых людей. Именно поэтому их стремление к превосходству имеет конструктивную направленность: они по-настоящему беспокоятся о других, способствуют улучшению окружающего мира, общества. У плохо приспособленных людей, наоборот, слабо выражен социальный интерес, зато сильно - его противоположность - эгоистический интерес. Их стремление к превосходству имеет деструктивную направленность: они борются за превосходство посредством эгоистического поведения, озабоченности достижением личного благополучия за счёт других (в ущерб им); 4) фиктивные цели. Согласно А. Адлеру, поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Причём основные цели (убеждения, идеалы) человека, определяющие направление его жизни, являются фиктивными, т.к. их истинность невозможно ни проверить, ни подтвердить. Примеров таких фикций очень много: «напряжённая работа и чуть-чуть удачи помогают достичь всего», «на небесах Бог вознаградит за праведную жизнь на земле», «честность - лучшая политика» и т.д. Именно на фиктивную цель направляется стремление к превосходству. Именно она наполняет смыслом все действия человека. А. Адлер подчёркивал, что люди всегда ведут себя в соответствии с фиктивными целями - независимо от того, соответствуют они объективной реальности или нет. Фиктивные цели могут быть полезными и опасными, пагубными; 5) стиль жизни представляет собой уникальное соединение черт, способов поведения и привычек человека, которые в совокупности определяют неповторимую картину его существования. По мнению А. Адлера, стиль жизни прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет, после чего становится главным стержнем поведения человека и уже не поддаётся тотальным изменениям. Автор объяснял это следующим образом: чувство неполноценности побуждает ребёнка к действиям по его компенсации (например, ребёнок с плохой координацией начинает сосредоточивать свои усилия на выработке выдающихся атлетических качеств) → его поведение (регулярные тренировки, разнообразные самоограничения и т.п.) в итоге трансформируется в стиль его жизни. Согласно А. Адлеру, на формирование стиля жизни оказывают влияние степень выраженности социального интереса, а также степень активности ребёнка в решении жизненных проблем; 6) порядок рождения. Поскольку личность всегда развивается в социальном контексте, то, согласно А. Адлеру, порядок рождения ребёнка в семье должен оказывать значительное влияние на формирование его стиля жизни. Автор описал типичные проблемы, которые возникают у детей в зависимости от порядка их рождения в семье: первенца (старшего ребёнка), единственного ребёнка, второго (среднего) и последнего (самого младшего) ребёнка. То, с помощью каких способов ребёнок справляется с этими проблемами (например, необходимостью уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания), оказывает влияние на его формирующийся стиль жизни; 7) творческое «Я». Согласно А. Адлеру, людям свойственна творческая сила, которая даёт им возможность свободно распоряжаться своей жизнью. Она влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение и т.д. А. Адлер подчёркивал, что, хотя в развитии личности определённую роль играют наследственность и социальное окружение, человек - творец самого себя и своей судьбы. Необходимо отметить, что идеи А. Адлера оказали немалое влияние на гуманистическую психологию, исследования в области детской психологии и дефектологии. Карен Клементина Хорни (1885-1952) - немецкий психиатр, ученица З. Фрейда, основатель Американского института психоанализа. К. Хорни считала, что психоанализ должен больше внимания уделять влиянию культуры и общества на человека, поэтому назвала свою теорию социокультурной. К. Хорни разработала несколько концепций, описывающих развитие личности и её особенности: 1) в детстве, согласно К. Хорни, человеку свойственны две основные потребности: в удовлетворении и в безопасности. Под потребностью в удовлетворении автор подразумевала все органические потребности (в пище, сне и т.д.) , считая, что они не оказывают значительного влияния на формирование личности. Зато потребность в безопасности (и соответствующий ей мотив - быть любимым, желанным и защищённым от опасности, враждебного мира), по её мнению, играет в развитии личности ребёнка определяющую роль; 2) в удовлетворении потребности в безопасности ребёнок полностью зависит от своих родителей, следовательно, на развитие его личности значительное влияние оказывает отношение к нему в семье. Проявляя истинную любовь и тепло по отношению к ребёнку, родители удовлетворяют его потребность в безопасности и, тем самым, способствуют формированию здоровой личности. Если же поведение родителей (насмешки над ребёнком, невыполнение данных ему обещаний, гиперопека, его запугивание, отвержение и т.п.) препятствует удовлетворению потребности в безопасности, то это приводит к патологическому развитию личности ребёнка; 3) не ощущающий безопасности в семье ребёнок испытывает по отношению к родителям чувства обиды и негодования. Последние постепенно трансформируются во враждебную установку, которую ребёнок стремится подавить, вытеснить. Но, будучи подавленной, эта установка в дальнейшем начинает проявляться в отношениях уже не только с родителями, но и с другими людьми. Закономерным результатом этих процессов, согласно К. Хорни, является формирование у ребёнка базальной тревоги - интенсивного и всепроникающего чувства одиночества, отсутствия безопасности, беспомощности перед потенциально опасным миром. У ребёнка формируются неуверенность в себе, боязливое отношение к окружающим и т.д. Автор подчёркивает, что выраженная базальная тревога у ребёнка ведёт к формированию невроза у взрослого; 4) К. Хорни предложила различать «ситуационные неврозы», которые возникают у здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств (когда он чувствует отверженность, враждебность или беспомощность), и «неврозы характера», которые являются подлинной болезнью. Согласно К. Хорни, стремление справиться с базальной тревогой порождает невротические потребности: в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости. Эти потребности, правда, есть у всех людей. Но если здоровый человек характеризуется гибкостью поведения, то невротик - независимо от ситуации социального взаимодействия - пытается удовлетворить лишь одну из потребностей (например, если он нуждается в любви, то должен получить её «от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви»). Другими словами, о невротическом характере потребности говорят тогда, когда человек пытается превратить её удовлетворение в способ жизни; 5) таким образом, согласно теории К. Хорни, в основе нарушений функционирования личности лежат межличностные отношения. Автор выделила три основных стратегии оптимизации межличностных отношений, которые человек использует для снижения чувства тревоги и достижения чувства безопасности: - ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия с окружающими, при котором для человека характерны зависимость, нерешительность, беспомощность (по принципу «если я уступлю, меня не тронут»). Таких личностей К. Хорни относит к уступчивому типу. Им нужно, чтобы в них нуждались, их любили и защищали. Однако за их смущением, скромным поведением часто скрываются враждебность и злость; - ориентация от людей предполагает такой стиль взаимодействия с окружающими, при котором для человека характерны стремление к уединённости, независимости и самодостаточности (по принципу «если я отстранюсь, со мной будет всё в порядке»). Таких личностей К. Хорни относит к обособленному типу. Они стараются никому и ничему не дать себя увлечь - ни любви, ни работе, ни отдыху и т.д., в результате чего утрачивают истинную заинтересованность в людях; - ориентация против людей предполагает такой стиль взаимодействия с окружающими, при котором для человека характерны доминирование, враждебность по отношению к людям, стремление их эксплуатировать (по принципу «если у меня будет власть, никто меня не тронет»). Таких личностей К. Хорни относит к враждебному типу. Жизнь для них представляется борьбой против всех. Любую ситуацию они рассматривают с позиции: «Что я буду с этого иметь?», независимо от того, о чём идёт речь - деньгах, престиже, контактах, идеях или др. Данные стратегии имеются у всех людей и, как видно из их описания, противоречат друг другу. К. Хорни отметила, что в отличие от невротика здоровая личность, во-первых, может использовать любую из этих стратегий в соответствии с обстоятельствами и, во-вторых, не испытывает острых эмоциональных переживаний из-за их несхожести. Необходимо отметить, что в литературе, посвящённой экспериментальным исследованиям, пока нет ни прямых доказательств концепций К. Хорни, ни опровержений.
|
|