|
2.1. Классификация методов психологии
Ниже представлена классификация методов психологии, созданная на основе целостного цикла психологического исследования, начиная от его планирования и организации и заканчивая интерпретацией полученных результатов (рис. 3).
Психологическое исследование может быть организовано тремя различными способами: как сравнительное, что предполагает выявление сходства или различия в выраженности какого-либо психического явления у разных людей или групп людей путём единовременного сравнения; как лонгитюдное, что выражается в длительном «наблюдении» за развитием того или иного психического явления; как комплексное, что выражается в сочетании двух первых методов.
Эмпирические методы наиболее многочисленны и разнообразны, поскольку представляют собой способы выявления, оценки и диагностики психических явлений в реальной действительности, в жизни. Биографический метод (от греч. biographia - описание жизни) представляет собой изучение личности путём анализа её биографии (по имеющимся документам, рассказам самого человека либо дневникам, мемуарам, автобиографии).
Рис. 3. Классификация методов психологии
Моделирование (от англ. model - модель) - исследование объектов познания на их моделях. Моделирование как метод используется во многих науках. В психологии он применяется в том случае, когда исследование интересующего учёного явления путём других методов затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства; на этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвящённых изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить её. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих её процессов и человеческого поведения, т.к. мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека.
Анализ процессов и продуктов деятельности представляет собой метод, широко используемый в психологии в целом и являющийся одним из основных методов исследования в психологии труда, инженерной и профессиональной психологии. Под продуктом (от лат. productus - созданный) подразумевается результат деятельности человека, который может иметь различные формы (предметные, вещественные или идеальные, нематериальные) в зависимости от вида деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной, профессиональной и пр.) и способов её осуществления (физических, мыслительных усилий). Данный научный метод реализуется в нескольких более частных методах. Например, в психологии труда и профессиональной психологии метод анализа процесса деятельности специалиста определённой профессии является ведущим в комплексе методов, необходимых для построения профессиограммы (описания профессии, от лат. professio - специальность, занятие и греч. gramma - запись). Профессиограмма включает в себя несколько «блоков», в том числе психограмму - описание личностных особенностей, сенсорно-перцептивных свойств, особенностей мышления и памяти, моторных функций специалиста данной профессии, описание группы наиболее важных для профессии качеств и противопоказаний к деятельности. Впоследствии на основании этих сведений разрабатываются процедуры профессионально-психологического отбора, предназначенные для определения профессиональной пригодности (соответствия требованиям профессии) людей, желающих освоить данную профессию. Разновидностями анализа продуктов деятельности являются также методы анализа документов: контент-анализ, графология, анализ рисунков человека и др. Под документом (от лат. documentum - письменное удостоверение) в психологии понимается специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. По форме фиксации документы могут быть письменными (тексты), иконографическими (кино- и видеоматериалы), фонетическими (аудиозаписи) и др. Контент-анализ (от англ. content - содержание) представляет собой метод формализованного количественного анализа документов посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имён, суждений, специфических авторских выражений и т.д.). Графология (от греч. grapho - пишу) - психологическое изучение письма, позволяющее по особенностям письменной речи и почерка установить ряд особенностей личности автора (характера, состояния, возраста, волевых качеств и пр.). Хотя исследование почерка широко используется в криминалистике, в современной психологии данный метод применяется довольно редко. Метод анализа рисунков основан на выявлении индивидуально-личностных особенностей автора путём анализа особенностей выполнения и оформления им рисунка.
Обсервационные методы являются общенаучными, традиционными для психологии. Самонаблюдение (или «интроспекция», от лат. introspectare - смотреть внутрь) используется в тех случаях, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании (например, образы, чувства, мысли). Наблюдение является центральным психологическим методом, при котором необходимая информация об изучаемом явлении получается в результате его прямого зрительного восприятия. Объектом наблюдения является «наблюдаемый» (человек либо группа людей, событие, процесс и пр.), предметом (тем, что наблюдается) - внешние проявления психического явления. К достоинствам метода относят то, что он позволяет фиксировать события в момент их протекания, получать информацию о действиях тех или иных людей вне зависимости от их установки на желательное, «одобряемое» поведение. К основным недостаткам метода относят субъективизм, возможности искажения, ошибок наблюдателя. Поэтому метод наблюдения в психологических исследованиях рекомендуют дополнять другими, более объективными методами. Существует несколько разновидностей данного метода и, соответственно, возможностей его классификации (рис. 4).
В случае активного наблюдения перед исследователем стоит задача - наблюдать; при пассивном варианте такой задачи нет - нечто происходит как бы само собой, человек не старается ничего «выделить» из текущего события, запомнить либо проанализировать. При опосредованном наблюдении, в отличие от непосредственного, исследователем используются дополнительные средства (например, аудио- или видеоаппаратура). «Поле» является условным термином, означающим работу психолога в естественных для участвующих в исследовании человека или группы людей условиях. Наблюдение лабораторное предполагает работу в искусственно созданных, смоделированных для изучаемых человека либо группы условиях, контролируемых исследователем. При включённом наблюдении исследователь сам становится частью наблюдаемого процесса; невключённое наблюдение называется также «сторонним».
Рис. 4. Классификация видов наблюдения
Под «упорядоченностью» подразумевается «порядок» по отношению к объекту, предмету, частоте наблюдения. Например, при исследовании взаимоотношений в производственном коллективе можно случайно выбрать некоторых его членов или некоторые события из жизни коллектива и проводить наблюдение только за ними; можно наблюдать сразу за всеми и всё подряд (сплошное наблюдение); можно сделать «выборку» (небольшую группу людей из всего коллектива) по какому-либо критерию и на основе наблюдения только за её членами пытаться понять взаимоотношения в коллективе в целом. И, наконец, можно проводить наблюдение на основе некоторой системы - например, в качестве «системообразующего признака» можно использовать положение человека в коллективе или характер событий, которые в данном коллективе случаются.
При свободном наблюдении заранее не определено, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения и как их интерпретировать; оно может менять предмет или объект наблюдения в зависимости от пожелания исследователя. При поисковом наблюдении присутствует общая цель наблюдения, но отсутствует выделенная система признаков-единиц анализа предмета наблюдения. При аналитическом наблюдении система признаков есть, однако не определено, как эти признаки оценивать и интерпретировать, в связи с чем исследователь в ходе наблюдения производит их анализ. При стандартизированном наблюдении заранее чётко определено, что наблюдать, как наблюдать, с какой регулярностью наблюдать, как фиксировать, обрабатывать и интерпретировать результаты наблюдения. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, попытка, опыт) - общенаучный метод, позволяющий получать надёжные данные о причинно-следственных зависимостях, существующих между изучаемыми явлениями. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нём целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое психическое явление выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Эксперимент - это исследование, в котором проверяется некоторая гипотеза, причём это делается в строго контролируемых условиях, сводящих к минимуму возможность ошибочных выводов или суждений о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями. В ходе эксперимента изменяется одна из переменных (независимая), которая рассматривается в качестве причины изучаемого явления, и оценивается её влияние на другую переменную (зависимую), трактуемую как предполагаемое следствие.
Суть эксперимента сводится к трём основным действиям экспериментатора: варьирование независимой переменной, регистрация изменений зависимой переменной, контроль внешних (побочных) влияний (рис. 5).
Рис. 5. Общая схема эксперимента
Лабораторный эксперимент проводится в искусственно создаваемых условиях, в специально оборудованном помещении. Естественный эксперимент организуется и проводится в реальных жизненных условиях, причём «экспериментальная ситуация» возникает без прямого или активного вмешательства со стороны экспериментатора. Эксперимент полевой проводится также в реальных условиях, но в нём создается искусственная жизненная ситуация. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению человека, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни. Формирующий эксперимент часто используется в сфере образования, его особенность состоит в том, что независимой переменной является комплекс мероприятий, направленных на формирование или развитие какого-либо психического явления (процесса, личностного свойства и пр.) у воспитанников или учеников. Организация настоящего научного психологического эксперимента является непростой задачей, как в связи со сложностью изучаемых явлений, так и из-за весьма жёстких требований, предъявляемых к такого рода исследованиям. Одним из важных принципов психологии, обеспечивающих достоверность результатов современных психологических исследований, является принцип единства теории, эксперимента и практики - эксперимент, обосновываясь теорией, её проверяет и уточняет и, проверяясь практикой (т.е. реальной жизнью) как высшим критерием истины, служит психологической теории и улучшает её. Психологическая диагностика, или психодиагностика (от греч. di- agnostikos - распознавание, способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая принципы, приёмы, методы и методики выявления, оценки и измерения индивидуально- психологических особенностей человека. Существует несколько видов классификации психодиагностических методов и методик, которые можно представить в виде следующей схемы (рис. 6). Опрос - метод психологического исследования, основанный на получении от человека информации в ответ на заданные ему вопросы. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведёт опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей, но его недостатком является отсутствиевозможности учёта, особенно при заочном варианте, индивидуальных реакций людей на содержание вопросов.
Рис. 6. Классификация психодиагностических методов
Анкета является разновидностью письменного опроса; предназначена для получения такой информации о человеке, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Наиболее типичные вопросы анкет относятся к уровню и характеру образования человека, специальным навыкам, которыми он владеет, и другим относительно объективным показателям. В психодиагностике такие анкеты позволяют получать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей других методик. Выделяют различные типы анкетного опроса: сплошной и выборочный, индивидуальный и групповой, очный и заочный. Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа является свободным диалогом между исследователем и собеседником. Как диагностический метод беседа даёт богатый материал для изучения и анализа, позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективных переживаниях и особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа всегда проводится индивидуально, часто - в отдельном помещении, поскольку служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником и может использоваться не только как диагностический, но и как психотерапевтический метод.
Беседу, построенную в виде вопросов-ответов, определяют как интервью. Дающий интервью человек называется респондентом (от англ. response - ответ). При свободном варианте метода намечается лишь общая тема, отсутствует детальный план интервью, его содержание зависит от конкретной ситуации. Глубинное интервью носит более формализованный характер, осуществляется по гибкому плану, включает в себя ряд тематически определённых вопросов, позволяющих детализировать информацию с целью изучения «глубинных» пластов исследуемого явления. Сфокусированное (или направленное) интервью ещё более формализовано, с заранее известной респонденту темой и готовым перечнем вопросов, на каждый из которых необходимо предоставить ответ. Интервью с открытыми вопросами предполагает произвольные ответы с разной степенью детализации, определяемой самим респондентом. Стандартизованное интервью по форме похоже на устно предъявляемый опросник, предполагает строгую последовательность вопросов и жёсткие рамки ответов (например, «да» или «нет»); такой способ интервью позволяет сопоставлять и сравнивать результаты, полученные разными исследователями, в разное время, на разных группах людей. Тест (от англ. test - проба, испытание, проверка) - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Часто все психологические методики называют тестами, однако это не совсем корректно. Тесты имеют строгую, проверенную, обязательную для соблюдения процедуру применения, включая одинаковость даваемой инструкции и бланков обследования, заранее установленный, стандартный способ регистрации, обработки и интерпретации результатов, а также «нормы теста» (усреднённые показатели уровня развития психологического качества, оцениваемого с помощью теста). Благодаря своей стандартизированности тесты применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Процедура стандартизации определённой методики, т.е. «превращение» её в тест - длительный и трудоёмкий процесс, требующий усилий многих исследователей. Далеко не все методики поддаются стандартизации, в наименьшей степени - проективные. Под опросниками подразумевается обширная группа психологических методик, задания которых представлены в виде заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. В основе проективных методик лежит так называемый «механизм проекции» (от лат. projectio - выбрасывание вперёд), согласно которому человек приписывает свои внутренние установки, стремления, ожидания, неосознаваемые (часто негативные, не признаваемые в самом себе) личностные качества предметам, другим людям либо животным. Проективные методики могут быть различными по форме - психолог может попросить нарисовать и прокомментировать рисунок или ввести испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределённую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. На основании ответов судят о собственной психологии отвечающего человека - по тому, как он воспринимает и оценивает ситуации, поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Такие методики требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации психолога. Ещё одним способом классификации методик психологической диагностики является их деление на те, в которых задания предполагают правильный ответ - так называемые «объективные» тесты (они являются «проверкой» в прямом смысле слова), и те, где правильного ответа быть не может. В последнем случае оценивается лишь частота и направленность ответов; обычно по такому принципу построены личностные опросники - методики, диагностирующие выраженность той или иной черты, того или иного свойства личности. По величине охвата психологических характеристик методики могут быть одномерными (когда оценивается только одно какое-то качество или свойство) и многомерными (когда с помощью одной методики можно диагностировать сразу несколько свойств или качеств). Обработка результатов психологического исследования может проводиться двумя способами - количественным (математико-статистическим) и качественным, каждый из которых имеет собственные достоинства и недостатки. Методы математико-статистического анализа, с одной стороны, могут подтвердить «статистическую достоверность» полученных результатов исследования (т.е. повсеместную распространённость выявленной в исследовании закономерности). С другой стороны, цифры сами по себе «не говорят» ни о чём людям, принявшим участие в исследовании; кроме того, психические явления далеко не всегда могут быть описаны формальным языком математики. Качественный анализ в свою очередь позволяет чётко описать и убедительно объяснить полученные результаты исследования; однако его использование требует определённой квалификации психолога, и остаётся открытым вопрос о степени распространённости выявленной закономерности. Поэтому в современных научных исследованиях оба способа обработки данных используются одновременно. Интерпретируются результаты психологических исследований также двумя способами: путём привлечения сведений о развитии какого-либо психического явления (генетические методы) либо путёмвыявления классов, типов данного психического явления на текущий момент времени (структурные методы).
|
|