|
4.1. Особенности и функции сознания
Сознание (англ. conscience) - высший уровень психического отражения и саморегуляции, свойственный только человеку; результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Для человека в психологическом плане оно выступает прежде всего как реальный процесс осознания окружающего мира и самого себя в нём - своих действий, состояний и т.д. Выделяют следующие основные функции сознания: 1) обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира. Сознание интегрирует разнообразную информацию, получаемую человеком в процессе познания, в завершённую и обобщённую «картину мира», которая является системой представлений об окружающей действительности, разнообразных наполняющих её предметах, явлениях, их свойствах и т.д. При этом в зависимости от текущей деятельности человека его сознание воспроизводит не всю эту картину целиком, а только тот её «сегмент», т.е. те знания и представления о мире, которые соответствуют цели, необходимы для её достижения; 2) сравнение новой информации, полученной человеком, с его прежним опытом. Любая информация, получаемая человеком, должна быть соотнесена с уже имеющейся картиной мира, «вписана» в неё. Иначе были бы невозможны накопление опыта человека, эффективная ориентировка в окружающем мире - ведь от многочисленных актов восприятия оставалась бы лишь мозаика неупорядоченных впечатлений. Сознание обеспечивает и узнавание уже знакомой информации, и осмысление незнакомой (оценку её значимости для человека, отнесение её к определённой категории объектов, мысленное достраивание её свойств на основе имеющихся знаний об этих объектах и т.д.); 3) выделение человеком себя из окружающей среды, различение субъекта и объекта, «я» человека и «не-я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Поэтому у него формируется самосознание. Поэтому он осознаёт свою способность воспринимать, понимать окружающее, сообразовывать его со своими потребностями и находить пути удовлетворения этих потребностей, совершая определённые действия. Поэтому он осознаёт внешний мир как отдельный от него; 4) целеполагание, т.е. формирование цели деятельности. В сознании строится образ несуществующего в настоящее время, будущего результата деятельности. Это происходит при взаимодействии различных психических составляющих: эмоциональных (цель должна соответствовать побуждению человека), познавательных (воображение помогает построить образ, память является источником его элементов, мышление посредством анализа и синтеза позволяет определить, как должны быть взаимосвязаны его элементы и т.д.), волевых; 5) контроль и управление поведением. Эффективное взаимодействие с внешним миром было бы невозможно без способности человека к саморегуляции. При помощи сознания человек сопоставляет информацию о мире, с одной стороны, и о себе самом - с другой, на основе чего тормозит или активизирует собственные проявления. Умение подавлять непосредственные побуждения, ставить отдалённые цели, планировать и осуществлять волевые действия делает поведение человека свободным, независимым от условий окружающей действительности, что принципиально отличает его от приспособительного поведения животных. Физиологическую основу сознания составляет деятельность коры больших полушарий головного мозга. В коре присутствуют моторные и сенсорные зоны, отдельные центры, однако в выполнении сложных психических функций участвует вся кора (либо значительная её часть), что и обеспечивает интеграцию и взаимодействие различных психических процессов. Сознание характеризуется следующими особенностями: • активностью. Сознание не является своеобразным «зеркалом», пассивно отражающим окружающий мир. Оно активно обрабатывает информацию, поступающую от организма и из внешнего мира, «запускает» наиболее подходящее поведение с учётом текущей ситуации и прошлого опыта человека; • интенциональностью, т.е. направленностью на объект (предмет, явление и т.д.). Сознание - это всегда сознание о чём-то. Но, направляясь на определённый объект, сознание тем самым неизбежно отвлекается от других объектов . При этом возможность выполнения человеком сложной деятельности обеспечивается тем, что целый ряд движений, из которых эта деятельность состоит, осуществляется автоматически, т.е. без полного их осознания. Автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения, называются навыками. Владение определёнными навыками даёт возможность сознанию целиком сосредоточиться на основных решающих моментах, от которых зависит успех деятельности. Так, чтобы пианист смог творчески исполнить музыкальное произведение, он должен иметь хорошие навыки игры на пианино - иначе его сознание будет целиком приковано к технике выполнения движений, чтению нот и т.п.; • рефлексивностью. Человек способен к самонаблюдению, рефлексии, т.е. к тому, чтобы направить своё сознание на специфический объект - самого себя. При этом он как бы отчитывается перед собой, отвечая на вопросы «Что я сейчас делаю?», «Что я чувствую?», «Чего я хочу?» и т.п., что выступает основой регуляции им своего поведения; • категориальностью. Одной из составляющих сознания является система значений - выработанных в ходе общественно-исторического развития, обобщённо отражающих свойства предметов, связи и отношения между ними. Поэтому сознание каждого человека отражает мир сквозь призму общечеловеческих знаний, позиций, концептуальных схем, соотнося поступающую информацию с определёнными категориями (классами, видами, типами) объектов и их свойств; • обусловленностью общественными формами сознания. Каждая нация характеризуется своими исторически сложившимися особенностями представлений о мире - религиозными, нравственными, эстетическими, правовыми, политическими, философскими. Эти особенности находят своё отражение в национальном языке, традициях, обычаях, фольклоре (народных сказках, пословицах, поговорках), литературе, живописи и т.д. Поскольку индивидуальное сознание всегда формируется в конкретном обществе, то человек неизбежно приобретает особенности видения мира, свойственные данному обществу; • мотивационно-ценностным характером. Сознание каждого человека отражает окружающий мир «пристрастно» - в соответствии с его потребностями, мотивами, ценностями. Так, вид леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, которому предстоит продолжить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущем в этом краю. В таком случае говорят о разнице личностных смыслов одного объекта - леса - для данных людей, обусловленной разной ролью, которую этот лес играет в их жизни и текущей деятельности . Формы сознания. По двум различным основаниям выделяют следующие формы сознания: индивидуальное и общественное (групповое) сознание; сознание как процесс и как состояние. Индивидуальным называют сознание отдельного человека. С одной стороны, обязательным для всех людей условием его формирования является овладение языком в ходе индивидуального развития. С другой стороны, особенности образа жизни, обучения и воспитания, личности каждого конкретного человека обусловливают уникальность его сознания. Термин «общественное (групповое) сознание» подчёркивает схожесть картины мира у некоторого множества людей, обусловленную их принадлежностью к определённой группе. Необходимо отметить, что человек является одновременно членом многих групп (этнической, профессиональной, ряда официальных и неофициальных), каждая из которых способна оказывать влияние на его представления о мире, самом себе, на его отношение к тем или иным объектам. Сознание как процесс представляет собой «поток» одновременно протекающих психических процессов - познавательных, эмоциональных и волевых - в ходе выполнения им своих функций (рис. 24). Выделяют два вида процессов: 1) произвольные - организуются, направляются, контролируются и координируются самим субъектом; находятся в «фокусе сознания» (или в поле внимания);
2) непроизвольные - происходят как бы сами собой; находятся на «периферии сознания», содержание которой неотчётливо, смутно. К ним относятся, в частности, процессы, обеспечивающие выполнение навыков и привычных действий. Сознание как состояние характеризуется с точки зрения уровня физиологической и психологической активации, полноты и «качества» выполнения им своих функций. Традиционно выделялись два состояния сознания - бодрствование и сон, но в 20 в. к ним добавили третье, точнее, целую их группу - так называемые «изменённые состояния сознания» (рис. 24).
Рис. 24. Формы и функции сознания
Бодрствование - нормальное, рабочее состояние сознания, при котором все его функции выполняются в полном объёме. Оно соответствует активации всего организма и проявляется в способности человека эффективно расшифровывать поступающие стимулы, приспосабливаться к внешней действительности. При этом поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе будет уровень его бодрствования к некоторому оптимуму - он должен быть ни слишком низким (иначе человек заснёт), ни слишком высоким (если активация чрезмерно возрастёт, поведение может полностью дезорганизоваться). Так, курсант, который «любой ценой должен» успешно сдать экзамен, рискует потерять сосредоточенность, необходимую для понимания задаваемых вопросов. Сон рассматривается как состояние отдыха, при котором сознание практически не выполняет своих функций . В среднем организм взрослого человека функционирует с чередованием 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Таким образом, сон - это периодическое психическое состояние, которое характеризуется значительной обездвиженностью и «отключённостью» от воздействий внешнего мира. Выделяют две основных его фазы - медленный сон и быстрый (парадоксальный) сон, которые вместе образуют цикл длительностью 6090 мин., повторяющийся 4-5 раз в естественном ночном сне. При медленном сне мозговая активность проявляется в виде всё более и более медленных волн. При этом ритмы сердца и дыхания замедляются, тонус мышц снижается, что позволяет организму в максимальной степени восстановить физические силы. Для данной фазы нехарактерны сновидения, но может проявляться сноговорение, о котором человек после пробуждения не помнит. При быстром сне мозговая активность проявляется в виде быстрых низкоамплитудных колебаний, схожих с начальной стадией сна и даже бодрствованием. Хотя деятельность мозга возрастает, мышечный тонус в целом остаётся сниженным, а разбудить человека оказывается значительно сложнее, чем на фазе медленного сна. На данной фазе происходит закрепление в памяти информации, полученной во время бодрствования; для неё характерны сновидения. Необходимо отметить, что сновидения относят к психическим явлениям бессознательного, являющегося формой отражения действительности, при которой утрачивается полная ориентировка во времени и месте (пространстве), нарушается речевое регулирование поведения, невозможен контроль над действиями и оценка их результата . К совокупности психических процессов, актов и состояний бессознательного также относят реакции на «подпороговые», неощущаемые, но реально воздействующие раздражители, побуждения к действию, в которых отсутствует ясное осознание цели, патологические явления (бред, галлюцинации) и др.
|
|