|
2.2. Развитие чувств
Чувства (в широком значении слова) появились на ранних этапах эволюции. Формы их внешнего выражения представляли собой развёрнутые приспособительные движения организма, позволявшие ему сохраняться в условиях борьбы за существование . Когда живые организмы усложнились настолько, что приобрели возможность другим способом адаптироваться к условиям окружающей среды, внешние формы проявления чувств стали постепенно утрачиваться.
У современных высших животных и человека существуют врождённые чувства: элементарные чувствования типа удовольствия и неудовольствия, некоторых видов чувственного тона, а также ряд эмоций. Первые переживания новорожденного ребёнка связаны с удовлетворением его органических потребностей. В ходе последующего приобретения им жизненного опыта комплексы его переживаний начинают условно-рефлекторно связываться с определёнными событиями, людьми и предметами, приобретать относительную стабильность. В ходе обучения и воспитания, осуществляемого сначала родителями, затем - воспитателями детского сада, учителями школы, ребёнок овладевает выразительными движениями как коммуникативными средствами, научается контролировать свои эмоциональные проявления, предвидеть результаты своих действий (и заранее эмоционально переживать эффекты от них) и т.д. Одной из важнейших задач воспитания в целом является воспитание высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических), которые начинают формироваться уже в раннем детстве и в дальнейшем во многом определяют особенности личности и её жизненного пути. Нельзя сказать, что развитие чувств человека когда-либо заканчивается - ведь на протяжении всей жизни изменяются его внутренние отношения к тому, что он познаёт и делает. В заключение необходимо отметить, что различия между людьми в эмоциональной сфере могут выражаться: а) в содержании чувств; б) в сильной или слабой эмоциональной возбудимости; в) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости; г) в силе, или интенсивности, чувств; д) в глубине чувств.
Практическое задание
Пожалуйста, постарайтесь припомнить любую ситуацию фрустрации, с которой вы столкнулись в недавнем прошлом: вы старались добиться своей цели, но в какой-то момент перед вами возникло неожиданное препятствие. Проанализируйте эту ситуацию, своё состояние и поведение в этой связи. К какому типу можно отнести возникшее препятствие? Что вы почувствовали, когда оно появилось? Что вы сказали? Что вы сделали? Какие последствия повлекло за собой ваше поведение? Как долго вы переживали состояние фрустрации? Как вам удалось его преодолеть? К какому типу - конструктивному или неконструктивному - относится ваше поведение в ситуации фрустрации? Можно ли было применить более эффективную модель поведения? Что вы должны были бы для этого сделать? Насколько характерно для вас действовать именно таким образом? Запишите результаты произведённого анализа.
|
|