Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

  Человек не только познаёт действительность, но и относится к ней так или иначе. Всё, с чем он сталкивается в своей жизни, вызывает у него определённое отношение: что-то вызывает к себе симпатию, нравится, радует его, что-то бывает ему неприятно, огорчает, вызывает отвращение. При этом человек по-иному ведёт себя и относится к окружающему, когда он сыт, когда хочет спать, когда он болен или когда здоров.
  Психическое состояние (англ. condition) - существующая в течение определённого периода времени система своеобразно проявляющихся (с разной интенсивностью, качеством) психических компонентов, связанных с текущей ситуацией (внешними обстоятельствами), выполняемой человеком деятельностью, состоянием его здоровья и другими факторами. Психическое состояние помогает человеку успешно адаптироваться к ситуации, причём не пассивно «приспособиться» к ней, а активно взаимодействовать со своим предметным (физическим) и социальным окружением.
  Психические состояния не являются спонтанными - они всегда причинно обусловлены. Возникновение психических состояний зависит и от ситуации как совокупности конкретных условий внешней среды, и от человека - его личностных особенностей, прошлого опыта и пр. В частности, на психические состояния человека влияют: целиего деятельности, предыдущие, ранее испытывавшиеся им состояния, его психические свойства, его воспитание, пример и т.д.
  Выделяют следующие особенности психических состояний: целостность - они характеризуют в определённый промежуток времени психическую деятельность человека в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики; подвижность - они изменчивы, имеют стадии протекания (начало, определённая динамика, конец); относительная устойчивость - их динамика менее выражена, чем у психических процессов; взаимосвязь с психическими процессами и свойствами - они влияют на психические процессы, являясь фоном протекания последних, и в то же время выступают в качестве «строительного материала» для формирования свойств личности, прежде всего характерологических; индивидуальное своеобразие и типичность ; многообразие и полярность.
  Психические состояния выполняют следующие функции:
  1) интегрирующая - на уровне психических состояний происходит интеграция (объединение) разных компонентов психики, необходимых для взаимодействия, активного установления оптимального контакта человека со средой;
  2) регуляторная - благодаря психическим состояниям обеспечивается «уравновешенность» субъекта с социальной и предметной средой (т.е. достигается адаптационный эффект). За счёт накопленного и обобщённого ранее опыта психические состояния опосредуют осуществление психических процессов в знакомых ситуациях и позволяют адаптироваться к восприятию и действию в незнакомой, непривычной обстановке. Поскольку в течение жизни человек научается сознательно управлять многими своими психическими состояниями, данная функция со временем развивается - расширяются приёмы и средства, благодаря которым человек произвольно может регулировать свои состояния, приводя их в соответствие с целями собственной деятельности;
  3) формирующая - в условиях повторяющейся деятельности возникновение у человека сходных психических состояний способствует развитию более или менее устойчивых психических свойств;
  4) функция отражения - в психическом состоянии проявляется единство отражения человеком конкретной ситуации и его отношения к ней;
  Виды психических состояний. Существует несколько различных подходов к классификации психических состояний.
  По уровню активации ретикулярной формации психические состояния располагаются в следующем континууме (рис. 21).

Рис. 21. Континуум психических состояний

Рис. 21. Континуум психических состояний

  В данном случае критерием для классификации служит один из физиологических механизмов, лежащих в основе психических состояний.
  Несмотря на традиционность расположения психических состояний в континууме «сон - бодрствование», данная классификация не исчерпывает всего их многообразия.
  По степени осознанности психические состояния могут быть неосознаваемыми, частично либо полностью осознаваемыми. Например, решительность всегда осознана, тогда как утомление может осознаваться лишь частично. Степень осознанности психических состояний связана, в частности, с возможностью их произвольной регуляции человеком.
  Психические состояния неизбежно имеют определённую, различную или одинаковую напряжённость, силу. По степени напряжённости различают психические состояния предельно низкой, низкой, обычной, высокой и предельно высокой для конкретного человека напряжённости.
  По силе влияния на переживания и поведение человека психические состояния делятся на глубокие и поверхностные - например, страсть как психическое состояние значительно «глубже» настроения.
  По качеству влияния психические состояния подразделяются на положительные и отрицательные - например, вдохновение и апатия противоположным образом влияют на деятельность человека.
  По роли в возникновении психических состояний ситуативных и личностных факторов выделяют следующие их виды: личностные - в них на первый план выходит выражение индивидуальных свойств человека; ситуативные - в них преимущественно проявляются особенности ситуации, которые нередко могут вызывать нехарактерные для человека реакции.
  В любой момент времени психическое состояние человека можно проанализировать с точки зрения доминирующего психического компонента. Например, в состоянии страха процесс мышления несколько заторможен, задавлен; угнетена и волевая, сознательная регуляция поведения; при этом доминирует эмоциональное отношение (сильная эмоция как бы подавляет рассудок - «обезумел от страха», «лишился ума» и т.п.).
  По доминирующему психическому компоненту психические состояния делятся на интеллектуальные, аффективные и волевые (рис. 22).

Рис. 22. Классификация психических состояний

Рис. 22. Классификация психических состояний

  Поскольку главной функцией психических состояний является «уравновешивание» человека с внешней средой, то доминирующими компонентами временно становятся те, деятельность которых необходима для сохранения равновесия и нужного взаимодействия в данной ситуации, и затормаживаются, имеют сниженную или обычную напряжённость те, деятельность которых не должна быть активной в данный момент.
  Психическое состояние может и не иметь «монохарактеристики», т.е. доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов. По пространственным характеристикам выделяют: общие психические состояния, которые проявляются в активности большинства или всех психических компонентов, и локальные, имеющие максимально ограниченное количество доминирующих компонентов психики. Например, состояние аффекта относится к общим (или генерализованным) психическим состояниям, т.к. оно захватывает все явления психики, а состояние острой зависти - к локальным (или частичным), т.к. оно связано с возбуждением определённых эмоций и чувств.
  Психические состояния по их продолжительности подразделяют на: оперативные (длятся секунды или минуты) - они включают, как правило, одну эмоциональную или волевую составляющую и обеспечивают адекватную реакцию на ситуацию (гнев, досада, испуг и др.); текущие (длятся в течение часов, дней) - включают в себя несколько различных компонентов психики и связаны с актуальными задачами деятельности человека (радость, спокойствие, апатия, вдохновение и др.); длительные (длятся в течение месяцев, года и более) - обладают сложным, многокомпонентым содержанием и обусловлены в целом образом жизни человека (увлечённость, одержимость и др.). Все виды состояний взаимосвязаны друг с другом: уникальная последовательность оперативных состояний влияет на текущие, а текущих - на длительные.
  В отдельную группу выделяют функциональные психические состояния, которые возникают в процессе трудовой деятельности человека. Они связаны с воздействием процесса труда и условий, в которых он осуществляется, на работающего человека, и обусловливают разную степень эффективности выполняемой человеком деятельности (энтузиазм, оптимальная работоспособность, готовность к действию, утомление, монотония, стресс, психическая напряжённость, десинхроз, фрустрация и др.).
  Функциональные состояния делятся на благоприятные и неблагоприятные, а также различаются по влиянию на общий уровень здоровья, по степени напряжения психологических и физиологических ресурсов, по адекватности реакции человека. Традиционно они изучаются в рамках психологии труда, что связано с практическими задачами оптимизации деятельности специалистов различных профессий1.
  В отдельную группу выделяют и так называемые «изменённые состояния сознания» - психические состояния, в которых функции сознания выполняются в искажённом или неполном виде (в отличие от «нормально» функционирующего сознания) . Они вызываются разнообразными физиологическими, психологическими или фармакологическими факторами - независимо от воли человека либо намеренно. Исторически сложившимися способами достижения глубоких изменённых состояний сознания являются: использование температурных контрастов, специальных трав и медикаментозных веществ, применение медитативных практик, гипноза, специально организованных дыхательных упражнений и др.
  Итак, многообразие психических состояний, их зависимость от видов деятельности человека и конкретных условий её осуществления, чрезвычайная важность выполняемых ими адаптационных функций делают их исследование самостоятельной областью психологической науки.
  Необходимо подчеркнуть, что изучение психических состояний невозможно без изучения эмоциональной, волевой сфер личности, а также сознания.

Практическое задание

  Проведите самонаблюдение в течение одного дня, выполняя привычные действия. Попытайтесь выделять возникающие психические состояния и, если это возможно, фиксировать с помощью записей их названия и продолжительность. В конце дня проанализируйте результаты самонаблюдения. Удалось ли отследить последовательность своих психических состояний? Нет ли в течение дня «провалов», когда вам казалось, что никакого состояния вообще нет? Чем, на ваш взгляд, было обусловлено каждое из замеченных вами состояний - ситуацией, вашими особенностями (если да, то какими) или их совокупностью? Какие компоненты - интеллектуальные, эмоциональные или волевые - преобладали в ваших психических состояниях в течение дня? Каким образом это соотносится с вашими личностными особенностями и образом жизни?


 
© www.txtb.ru