Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6.1. Виды и функции воображения

  Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было или чего и быть не может.
  Воображение (англ. imagination) - познавательный процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов на основе использования и преобразования имеющегося опыта; способность человека представлять в виде образов отсутствующие в данный момент времени или реально не существующие, вымышленные объекты.
  Воображение играет важную роль в жизни человека: позволяет пребывать в разных пространственно-временных «измерениях», открывает будущее, даёт возможность планировать и т.д.; никакое другое живое существо в мире не способно на это.
  Воображение позволяет представить ожидаемый результат деятельности, а в этом заключается основное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных. Данный познавательный процесс выступает как необходимая сторона художественной, конструктной, научной, литературной, музыкальной, вообще любой творческой деятельности.
  Воображение тесно связано с эмоциональной жизнью человека: с одной стороны, чувства побуждают деятельность воображения, с другой - воображение способно порождать чувства или влиять на уже имеющиеся. Благодаря этой связи воображение раздвигает границы эмоционального опыта человека, поскольку даёт возможность пережить разнообразные чувства во время чтения книги, просмотра кинофильма и т.д. Воображение выполняет следующие функции:
  1) представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. Данная функция тесно связана с мышлением и органически в него включена;
  2) регулирование эмоциональных состояний. Эта функция связана со способностью человека при помощи воображения снимать остроту переживания неудовлетворённых потребностей и даже частично их удовлетворять. Например, если некто обидел человека, а он по каким- то причинам не может напрямую ответить обидчику, то может сделать это символически, представив, как наказывает обидчика, что в какой-то мере его успокоит;
  3) произвольная регуляция познавательных процессов и состояний. Данная функция иногда называется «психотерапевтической». Суть влияния воображения на состояния человека заключается в возможности вызывать у себя определённые образы, через которые в свою очередь изменять собственные физические и психические состояния. Например, представляя жаркое лето, солнечную погоду, мы начинаем внутренне ощущать тепло. Аналогично человек может регулировать собственные познавательные процессы. Например, если перед ним стоит задача хорошо подготовиться к некоторой ситуации в будущем, он представляет себе её, проигрывает в воображении различные варианты поведения в ней. Затем, когда ситуация наступает, он оказывается к ней «готов» в различных смыслах: обращает внимание только на важные её аспекты, обдумывает что-либо, не отвлекаясь на второстепенные обстоятельства, его речь хорошо поставлена и т.д.;
  4) формирование внутреннего плана действий. Данная функция подразумевает способность человека выполнять действия «в уме», манипулируя образами;
  5) планирование и программирование деятельности. Любое планирование будущего, подготовка к нему основаны на воображении. Причём речь идёт и о представлении конечного желаемого результата, и о представлении тех шагов, действий, которые необходимо совершить для его достижения (т.е. программы деятельности);
  6) некоторые авторы добавляют к перечисленным ещё одну специфическую функцию - психодиагностическую. Суть её заключается в том, что по продуктам фантазии, по их содержательному анализу можно судить о психологии человека. Эта функция воображения широко используется в психодиагностике - там, где человеку предлагается что-нибудь придумать и изобразить (например, «несуществующее животное»), увидеть что-либо определённое в беспорядочном нагромождении красок и линий, сочинить рассказ.
  Физиологическую основу воображения составляет деятельность нескольких структур мозга, но основная роль (так же, как и в других познавательных процессах) принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В процессе воображения возникновение в ней достаточно сильного очага возбуждения приводит к тому, что образовавшиеся в течение жизни человека системы временных нервных связей распадаются и объединяются в новые системы.
  Выделяют несколько видов воображения (рис. 15).

Рис. 15. Классификация видов воображения

Рис. 15. Классификация видов воображения

  Преднамеренным называют воображение, при котором человек сознательно ставит перед собой цель нечто придумать, непреднамеренным - когда человек не «имеет намерения», сознательно не ставит перед собой такой цели . Активное - воображение, при котором образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями человека; при этом сам процесс воображения контролируется (например, в творческой деятельности писателя). Пассивное - воображение, при котором образы появляются спонтанно и неожиданно, изменяются и исчезают как бы сами собой, помимо воли и желания человека; важным признаком является отсутствие связи данного процесса с деятельностью человека - её планированием, программированием для последующей реализации.
  Продуктивным (творческим) называют воображение, создающее совершенно новые, оригинальные образы, не имеющие аналогов ни в целом, ни по частям, т.е. существенно отличающиеся от всего известного. Это - высшая форма воображения, проявляющаяся в творчестве, при котором человек преобразует действительность, окружающий мир результатами своей деятельности. Репродуктивное (воссоздающее) воображение задействовано при воссоздании уже готовых образов, известных фактов - например, при изучении исторических описаний, чтении художественной литературы и т.п.
  При доминировании в воображении фантазии (от англ. fansy, fantasy - выдумка, нечто неправдоподобное) образы становятся парадоксальными, неправдоподобными. Мечты - создаваемые воображением образы желаемого, желанного будущего; они относительно реалистичны, связаны с действительностью. Важным признаком является активность воображения в данном случае - намечаемые программы поведения в дальнейшем могут быть реализованы человеком. Грёзы - образы воображения, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь; они обычно также относятся к будущему времени, но при этом идеализированы. Грёзы тесно связаны с потребностями и желаниями человека - людям свойственно грезить о чём-то именно приятном, заманчивом и радостном. Иногда с помощью грёз человек пытается скрыться от кажущихся ему неразрешимыми проблем: он сознательно начинает грезить и, поддавшись рисуемым воображением картинам, «уходит» в иллюзорную жизнь, в бесплодное фантазирование, как бы заменяет ими реальную деятельность и жизнь. Поэтому грёзы называют преднамеренным, но пассивным воображением.
  Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно - при ослаблении деятельности сознания, при изменённых состояниях сознания либо при его патологических расстройствах, в состоянии аффекта, во сне. При ослаблении деятельности сознания пассивное воображение проявляется в виде непроизвольно возникающих образов - так же, как во время сна в сновидениях: образы рождаются, трансформируются под воздействием малоосознанных потребностей, влечений человека, могут быстро забыться или, наоборот, быть стойкими - если связаны со значимыми переживаниями. Галлюцинации (от лат. hallucinatio - бред, видение) - непроизвольно возникающие независимо от внешних стимулов нереальные, фантастические образы несуществующих объектов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые). Важным признаком галлюцинаций является то, что они возникают в результате нарушения нормальной работы центральной нервной системы: во время болезней при повышенной температуре, при воздействии алкоголя либо наркотических веществ, при локальных поражениях мозга. Галлюцинации могут быть простыми (от одного анализатора) и сложными (комплексные образы) , ложными (псевдогаллюцинации, когда человек осознаёт, что образы нереальны) и истинными (обладают для человека статусом реальности). Последние наиболее опасны, поскольку человек может начать действовать в соответствии с галлюцинацией.


 
© www.txtb.ru