|
5.2. Мышление как процесс решения задачи
Мышление имеет целенаправленный характер: всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определённой задачи.
Необходимость в мышлении возникает в проблемной ситуации, т.е. такой возникшей в ходе жизни и деятельности человека ситуации, в которой перед ним появляется новая цель, а старые, прежние способы и средства деятельности оказываются недостаточными для её достижения. При столкновении с проблемной ситуацией (чем-то непонятным, неизвестным, тревожащим и т.д.) у человека возникает потребность понять. Тогда и начинается мыслительная деятельность.
Проблемная ситуация преобразуется в осознаваемую человеком задачу, что предполагает осознание условий и постановку цели. Соответственно естественным завершением мыслительного процесса является решение задачи (достижение цели), а прекращение его при недостигнутой цели воспринимается субъектом как неудача.
Выделяют четыре этапа решения задачи. Первый этап - это изучение условий задачи. На этом этапе предварительно и приблизительно расчленяются данное (известное) и неизвестное (искомое). Второй этап - создание общего плана предполагаемых действий, т.е. разработка стратегии решения задачи. При этом человек на основе учёта и сопоставления исходных условий сначала приблизительно относит возникшую проблему к некоторой области знаний, затем припоминает соответствующие этой области методы и средства решения задач. В случае сложных задач пути решения намечаются как предположения, гипотезы (которые ещё нуждаются в проверке). На третьем этапе определяется тактика решения задачи, в т.ч. производится выбор того или иного конкретного метода (способа, инструмента), а также осуществляются необходимые для решения действия. В зависимости от того, какой вид мышления задействован в большей степени в процессе решения задачи, собственно решением может быть переструктурирование предметной ситуации, создание нового образа, некоторое итоговое суждение и т.п. На четвёртом этапе производится сопоставление найденного решения с исходными данными, и в случае, если оно с ними не согласуется, деятельность мышления продолжается, возвращается к первому этапу.
В процессе решения задачи человек может использовать разные стратегии. Выделяют три вида стратегий, различающихся как по эффективности, так и по уровню сложности. Случайный перебор. При такой стратегии, иначе называемой «методом проб и ошибок», из некоторого множества возможных способов решения задачи случайным образом осуществляется выбор одного варианта, затем оценивается его правомерность и в случае отрицательного результата апробируется следующий вариант. Так продолжается до тех пор, пока не будет найдено правильное решение. Данную стратегию используют, как правило, дети. Главный её недостаток состоит в том, что поиск ведётся несистематично и поэтому может оказаться неполным либо привести к неприятным последствиям. Рациональный перебор. При такой стратегии, иначе называемой «последовательным приближением», сначала исследуют некое центральное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска. Например, если человека попросят отгадать загаданную другим букву алфавита, задавая вопросы, на которые ему будут отвечать «да» или «нет», то, выбрав данную стратегию, он сначала спросит, расположена ли буква в алфавите между «а» и «о» или между «п» и «я». Если верным окажется второй вариант, то он спросит, располагается ли она между «п» и «ц» или между «ш» и «я» и т.д. При такой стратегии круг поиска постепенно сужается, пока не будут найдены ключевые элементы искомого решения. Систематический перебор. При такой стратегии субъект охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой. Данная стратегия - самая строгая и самая сложная. А потому в повседневной жизни она используется редко. Однако всегда хочется верить, что диагноз, поставленный нам врачом, явился результатом систематического, а не рационального и тем более не случайного перебора.
|
|