|
4.1. Житейская и научная психология о человеке
Житейская и научная психология существуют одновременно. Наполненность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений представляет собой основу для возникновения так называемой «житейской» психологии. Даже не изучая психологическую науку, каждый человек владеет знаниями житейской психологии. Конечно, люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости: одни весьма проницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, понять намерения человека; другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к состоянию собеседника. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Источниками житейской психологии являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся в своей жизни. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только значение слов речи, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения - побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат и многообразен. Во-первых, в своём сознании человек хранит образы мира, в котором живёт, он так или иначе понимает и объясняет природный и социальный миры. У каждого человека формируется своё мировоззрение - картина мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире - «через» которое он воспринимает окружающее. Во-вторых, человеческое восприятие внешнего мира, его образы, представления и мысли пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями; невозможно представить себе человека, лишённого чувств и переживаний. В-третьих, человек мыслит и действует всегда ради чего-то. Ещё один пласт внутренней жизни, который объясняет сложность человеческого поведения, - это область человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. В-четвёртых, человек отдаёт себе отчёт о своих мыслях, целях, чувствах, поступках. В сознательном волевом поведении он осуществляет власть и контроль над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит дoлжное выше желаемого. Но, в-пятых, одновременно человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчёта, движущие причины которых не представлены в его сознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления, к числу которых относятся «автоматизмы», привычки, интуиция. Каждое из перечисленных психических явлений вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности.
Наши субъективные состояния (эмоции, переживания, настроения и т.д.) получают своё отражение в человеческой речи, фиксируются в языке. Содержание житейской психологии находит своё воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т.п. Например, обряд инициации, связанный с изменением социального статуса или возрастной группы, основан на тонком знании психологии человека: предметы и ритуалы, включённые в инициацию, выполняют психологическую функцию введения человека в новую жизнь, фиксируют в его сознании значимость нового положения, помогают овладеть новой социальной ролью. А такие пословицы, как «Повторение - мать учения», «Что ни человек, то и я», «Чистота духовная паче телесной» - выражают совершенно определённые факты психологии человека. Конечно, житейская психология пронизывает и все виды искусства. Для многих людей художественные произведения, театральные постановки являются основным способом познания внутреннего мира человека.
Существование житейской психологии ставит вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией, который имеет и практический смысл. Если существует в специфических формах житейская психология, а мы являемся её живыми носителями, то возможно ли допустить, что психологами мы становимся, усваивая психологические уроки обыденной жизни? Особый смысл этот вопрос приобретает для представителей ряда профессий: тот или иной уровень психологической культуры врача, педагога, менеджера, капитана сказывается на психическом и физическом здоровье, продуктивности деятельности многих людей. Талантливый профессионал, работающий с людьми, должен в первую очередь отличаться психологической компетентностью. Так можно ли стать психологически компетентным, уповая на свои житейские психологические знания? Отвечать на этот вопрос необходимо с учётом следующих различий между житейской и научной психологией: • различия в объекте и предмете, т.е. в том, кто и что становится источником психологических знаний. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся в реальной жизни и деятельности; при этом её предмет постоянно меняется, он во многом случаен. Предмет научной психологии исторически закономерно изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики; её объект значительно более масштабен по сравнению с житейской психологией; • различия в уровне обобщённости знаний. Знания житейской психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны; зачастую они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщённостью, систематичностью, фиксируют факты, закономерности, механизмы психики людей, их поведения, общения и деятельности; • различия в способах получения знаний. Житейские знания о психологии человека приобретаются путём непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения; они фрагментарны, зачастую противоречат друг другу. Научная психология для получения новых знаний использует целый арсенал надёжных, проверенных методов, а для их логического структурирования - теорию, опирающуюся на многовековой опыт как психологии, так и других наук. Материал научной психологии представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях; • различия в способах передачи знаний. Возможности передачи обыденных психологических знаний от человека к человеку, от старших к младшим ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своём собственном опыте. С одной стороны, существуют трудности в выражении своих субъективных переживаний посредством языка, а с другой - присутствует определённого рода недоверие к истинности сообщаемых другим сведений. Это проявляется, в частности, в проблеме «отцов и детей», когда подрастающее поколение не признаёт ценностей, норм взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения. Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, трудах, они передаются закреплёнными и отработанными способами.
Таким образом, сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает несомненные и существенные преимущества последней. Для продуктивного взаимодействия с другими людьми в условиях профессиональной деятельности представителям «человековедческих» профессий нужны фундаментальные психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и самим собой.
Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии. Обобщённый и научно выраженный опыт получает свою значимость только тогда, когда он «пропущен» через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние. Различные формы вненаучного психологического знания - народная мудрость, художественные произведения и т.д. - обладают одним несомненным достоинством: они достоверно и образно отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни, затрагивают глубинные слои души человека, наводят его на размышления.
|
|