|
3.1.1. Виды мотивов учения
Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (смотри: Приложение 1). 1. Познавательные мотивы Связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (активность направлена на работу с самим изучаемым объектом) 1) Широкие познавательные мотивы - ориентация школьников на овладение новыми знаниями (разные уровни познавательных мотивов определяются глубиной интереса к знаниям). 2) Учебно-познавательные мотивы - ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний: • интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний; • интересы к методам научного познания; • интерес к способам саморегуляции учебной работы; • интерес к рациональной организации своего учебного труда. 3) Мотивы самообразования - направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний На основании совокупности разного уровня познавательных мотивов может быть сформирован «мотив достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. 2. Социальные мотивы Активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми.
1). Широкие социальные мотивы:
• стремление получать знания чтобы быть полезным обществу • понимание необходимости учиться и чувстве ответственности. • осознание социальной необходимости.
2). Узкие социальные мотивы (позиционные):
• стремление занять определенную позицию • место в отношениях с окружающими • получать одобрение окружающих и заслужить авторитет у окружающих Связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними, проявляются в попытках самоутверждения, оказания влияние на других учеников. Мотивация благополучия - стремление получать только одобрение со стороны учителей, родителей, товарищей. Престижная мотивация - стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших.
3). Мотивы социального сотрудничества - ученик стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Сущность личности и ее направленность определяет не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а их качество.
|
|