Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1.1. Виды мотивов учения

  Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (смотри: Приложение 1).
  1. Познавательные мотивы
  Связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (активность направлена на работу с самим изучаемым объектом)
  1) Широкие познавательные мотивы - ориентация школьников на овладение новыми знаниями (разные уровни познавательных мотивов определяются глубиной интереса к знаниям).
  2) Учебно-познавательные мотивы - ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний:
  • интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний;
  • интересы к методам научного познания;
  • интерес к способам саморегуляции учебной работы;
  • интерес к рациональной организации своего учебного труда.
  3) Мотивы самообразования - направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
  На основании совокупности разного уровня познавательных мотивов может быть сформирован «мотив достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
  2. Социальные мотивы
  Активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми.
  1). Широкие социальные мотивы:
  • стремление получать знания чтобы быть полезным обществу
  • понимание необходимости учиться и чувстве ответственности.
  • осознание социальной необходимости.
  2). Узкие социальные мотивы (позиционные):
  • стремление занять определенную позицию
  • место в отношениях с окружающими
  • получать одобрение окружающих и заслужить авторитет у окружающих
  Связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними, проявляются в попытках самоутверждения, оказания влияние на других учеников.
  Мотивация благополучия - стремление получать только одобрение со стороны учителей, родителей, товарищей.
  Престижная мотивация - стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших.
  3). Мотивы социального сотрудничества - ученик стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
  Сущность личности и ее направленность определяет не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а их качество.


 
© www.txtb.ru