Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.2.3. Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности

  Изучение личности в процессе развития общества связано с анализом того, что присваивается личностью в культуре и обществе, - социальные эталоны, нормы, фиксированные в языке черты личности, типичные для данной группы, нации, культуры. Будучи присвоен личностью, социокультурный материал, характерный для данного социально­исторического образа жизни, становится регулятором социотипического поведения личности. В современной культурологии и социальнойпсихологии проблемы роли культуры в регуляции поведения широко представлены в целом цикле фундаментальных монографий. Например: Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция повеления. - М.: Наука, 1978; Психологические механизмы социальной регуляции поведения /отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1978; Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1986 [30, с.117].
  В работах В.А. Ядова проходит идея о том, что, только двигаясь от специфических особенностей деятельности индивида, реализующей его отношение к миру, можно выделить социально-конкретные черты личности и предсказать систему ее поступков [64, с.89-105].
  В качестве единицы анализа социального поведения личности В.А. Ядов избирает диспозицию, предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения, являющуюся психологическим выражением взаимоотношения потребностей и конкретных условий деятельности. Иерархические уровни диспозиций являются производными от двух взаимодействующих рядов - иерархического ряда условий деятельности, в которых могут быть опредмечены потребности личности, и ряда потребностей.
  В качестве критерия для установления иерархии условий деятельности В.А. Ядовым принимается длительность времени, в течение которого ситуацию деятельности можно рассматривать как относительно устойчивую. В соответствии с этим критерием выделяются уровни предметных ситуаций группового общения, разных сфер социальной деятельности (труд, досуг, семейная жизнь) и общих социальных условий образа жизни. При взаимодействии потребностей и условий деятельности в личностной структуре образуются следующие уровни диспозиций: элементарные фиксированные установки, социальные фиксированные установки, общая направленность интересов личности и системы ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Диспозиции разных уровней предопределяют, в свою очередь, иерархию уровней поведения личности.
  Фиксированные элементарные установки детерминируют простейшие поведенческие акты, социальные установки - поступки, общая направленность - поведение, ценностные ориентации - жизнедеятельность в целом. То, какая же диспозиция предопределит поведение в актуальной ситуации, зависит от стоящей перед субъектом цели.
  В концепции В.А. Ядова выделена закономерность, свидетельствующая об относительной автономности ситуативных социальных установок от вышележащих диспозиционных образований. Ситуативные социальные установки не зависят от структуры ценностно­ориентационных образований. Эти факты, казалось бы, вступают в явное противоречие с таким требованием иерархической диспозиционной системы, как согласованность по содержанию диспозиций разных уровней. Однако это “отклонение” от целостности диспозиционной системы как раз и является еще одним доказательством реальности и действенности в поведении такойсистемы. Концепция В.А. Ядова в будущем может стать надежной основой для изучения социального характера личности как уровневой системы диспозиций [64, с.263-285].

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое «социокультурный материал» и каким образом он становится регулятором социотипического поведения личности?
  2. Что такое «диспозиция личности»? Дайте характеристику диспозиции, раскройте ее уровни, функции, роль и влияние на поведение личности.
  3. Изложите основную идею концепции В.А. Ядова в исследовании диспозиционной регуляции социотипического поведения личности.


 
© www.txtb.ru