|
5.2.2. Социогенетические истоки развития личности
В традиционных культурах преобладает социотипическое адаптивное поведение, объяснение которого укладывается в устоявшуюся в человекознании модель рационального разумного действия, т.е. действия, полезную цель которого можно предсказать с высокой вероятностью. В исследовании О.Ю.Артемовой в разных видах зарождающейся профессиональной деятельности индивидуальность личности проявляется в выборе средств, различных способов достижения цели. О.Ю.Артемова иллюстрирует зависимость возможности выбора индивидуальных решений от места в социальной и возрастной группах [6, с.367]. Так, лидеры и мужчины, входящие в состав возрастной группы старших, обладают большими возможностями для проявления своей индивидуальности. В самой социокультурной системе содержатся активные механизмы по выработке неопределенности, в буквальном смысле обрекающие члена общины на выбор. На исторической оси социогенеза личности такие механизмы проявляются, например, в разных обрядах перехода, связанных с переменой социальной позиции личности и обретением своего “Я”. При этом особо показательным является тот момент, когда старая позиция члена общины уже оставлена, а новая еще не родилась. Это явление в этнографии получило название лиминальности, которое детально описано в работах известного английского этнографа В.Тернера [55, с.71-103]. Лиминальность - “порог” личности - может выступать в различных формах. Одна из этих форм проявляется в ситуациях жизненных переломов, связанных с переходом индивида в другую возрастную категорию. В различных культурах это нашло свое отражение в обрядах жизненного цикла: рождении, достижении зрелости, вступлении в брак. Другая форма проявления лиминальности раскрывается в ситуациях жизненных переломов, связанных с изменением статуса личности в социальной общности. Лиминальность также проявляется в ситуациях жизненных переломов личности, связанных с переходом ее в другую социальную общность - группу, сословие, тайное общество и др. Исторически субъектом индивидуализации выступала в социогенезе социальная группа, которая побуждала члена общины пройти через пороговые, лиминальные ситуации. Процесс индивидуализации опирался на внешние средства - “знаки”, через которые субъект овладевал своим “Я”. В социальных системах с сословным делением функцию такого носителя роли фактически иногда выполняет одежда. Наряду с тенденцией к сохранению эволюционирующей социальной системы, проявляющейся в социотипическом поведении, в типовых программах разных культур, всегда существовала и тенденция к ее изменению, источником которой был социально-исторический образ жизни. В любом социально - историческом образе жизни существует зона неопределенности, в которой и проявляются индивидуальные системы, качества личности при встрече с неопредвиденными ситуациями. В качестве индивидуальности в истории культуры могут выступить и отдельная личность, и группа, и класс, когда приходится действовать в непредвиденных ситуациях. Меняются лишь масштабы проблемно - конфликтных ситуаций, а, следовательно, и последствия действий в этих ситуациях, их роль в процессе исторического развития.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается зависимость выбора индивидуальных решений от места индивида в социальной и возрастной группах? 2. Объясните сущность понятия «лиминальность». Какие формы проявления лиминальности Вам известны? 3. Дайте характеристику «зоны неопределенности» социально-исторического образа жизни.
|
|