|
4.3. Профессиональные конфликты
Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Сложная система отношений в организации выступает основой потенциального возникновения различных конфликтов, которые специфичны по содержанию и динамике и по способам разрешения (табл. 6). Возникновению конфликтов в организациях способствуют как объективные противоречия (например, взаимные неплатежи предприятий), так и субъективные, личностные характеристики (например, приписывание личностных оценок деловым отношениям). Психологическая задача заключается в том, чтобы не допустить перехода противоречий в конфликтную ситуацию. Содержание управления конфликтами в организации зависит от их конкретных типов. Особое значение в управлении организационными конфликтами имеет их прогнозирование и предупреждение на основе контроля социальной напряженности. К показателям социальной напряженности относятся: • стихийные собрания (беседы нескольких человек); • увеличение числа неявок на работу; • снижение производительности труда; • увеличение числа локальных конфликтов; • массовые увольнения по собственному желанию; • распространение слухов; • коллективное невыполнение указаний руководства; • рост эмоциональной напряженности . Выделяются следующие стадии конфликта: 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. 2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников. 3. Конфликтное поведение, эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют взаимодействие.
Конфликтное поведение характеризуется положительным и отрицательным воздействием.
Таблица 6. Классификация конфликтов в организации
Окончание табл. 6
Положительное воздействие конфликта часто проявляется в том, что он: • ускоряет процесс самосознания; • способствует утверждению определенного набора ценностей для достижения поставленных целей; • приводит к объединению единомышленников внутри групп и между ними; • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие конфликты; • способствует расстановке приоритетов; • способствует тому, что обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении. Кроме этого, выделяется и отрицательное воздействие конфликта, которое проявляется в том, что он: • представляет собой угрозу заявленным интересам сторон; • проявляется в угрозе дестабилизации социальной системы; • препятствует быстрому осуществлению перемен; • приводит к потере поддержки; • подрывает доверие сторон друг к другу; • вызывает разобщенность среди участников конфликта; • меняет приоритеты и ставит под угрозу другие интересы; • имеет тенденцию к углублению и расширению. Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, т.е. к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Какое значение имеют функциональные состояния в процессе выполнения трудовой деятельности? 2. Какие факторы приводят к развитию состояния утомления? 3. В чем состоит различие между состояниями утомления и моно- тонии? 4. Какие компоненты выделяются в структуре психологической готовности к деятельности? 5. Какие средства оптимизации функциональных состояний Вам известны? 6. Какие личностные факторы оказывают влияние на формирование надежности профессиональной деятельности? 7. Что такое аварийная ситуация и каково ее психологическое содержание? 8. Какие факторы способствуют возникновению ошибочных действий? 9. Определите содержание возможных мероприятий по повышению мотивации к безопасной деятельности. 10. На какие личностные особенности необходимо обращать внимание при организации отбора по травмоопасным видам профессиональной деятельности? 11. В чем состоят особенности конфликтов в организации? 12. Какие типы конфликтов в организации Вы знаете? 13. В чем состоит значение контроля социальной напряженности в управлении организационными конфликтами? 14. Дайте характеристику основных стадий развития конфликта. 15. В чем проявляется положительное воздействие конфликта?
Список рекомендуемой литературы
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие [Текст] / В.С. Агеев. М., 1990.
Асланян Е.В. Об индивидуальных особенностях реагирования на действие факторов монотонии [Текст] / Е.В. Асланян, В.Н. Кирой // Психол. журн. 2002. № 4. Бондаренко А.Ф. Социально-психологическая напряженность на предприятии: к проблеме измерения [Текст] / А.Ф. Бондаренко // Психол. журн. 1993. № 3. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В.Гришина. СПб., 2000. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний [Текст] / Н.Н. Данилова. М., 1992. Журавлев Г. Е. Психологические основы культуры безопасности атомной энергетики и промышленности (системные аспекты) [Текст] / Г.Е. Журавлев, С.О. Парсонс, Л.Т. Строуп. М., 1996. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии [Текст] / А.К. Зайцев. Калуга, 1993. Котик М.А. Природа ошибок человека-оператора [Текст] / М.А. Котик, А.М. Емельянов. М., 1993. Лебедев А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений [Текст] / А.Н. Лебедев // Психол. журн. 1992. № 6. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах [Текст] / В.И. Лебедев. М., 2001. Леонова А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности [Текст] / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. М., 1981. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации [Текст] / У. Мастенбрук. М., 1996. Махнач А.В. Компонентный анализ психологического состояния человека в особых условиях деятельности [Текст] / А.В. Махнач // Психол. журн. 1991. № 1. Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний [Текст] / под ред. Л.Г. Дикой. М., 1992. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности [Текст] / Г.С. Никифоров. СПб., 1996. Обознов А.А. Психический образ и надежность оператора в условиях монотонной обстановки [Текст] / А.А. Обознов, С.В. Егоров, В.Г. Костри- ца // Психол. журн. 1991. № 2. Пономаренко В.А. Психофизиологические аспекты проблемы «трудных» состояний человека применительно к современным управленческим профессиям [Текст] / В.А. Пономаренко, И.Б. Ушаков, В.М. Усов // Практ. психология. 1999. № 5. Психическая напряженность в трудовой деятельности [Текст] / под ред. Л.Г. Дикой. М., 1990. Фирсов К. В. Структура проявлений психической надежности у представителей летных профессий [Текст] / К.В. Фирсов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2000. № 3. Ширманова О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей [Текст] / О.В. Ширманова // Психол. журн. 2002. № 2 Щелбанов В.Ю. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка [Текст] / В.Ю. Щелбанов, А.Ф. Бобров // Психол. журн. 1990. № 3.
|
|