Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.6.3. Характеристики мышления как процесса решения задачи

  Как стимулируется (запускается) процесс мышления у человека? Началом является наличие «проблемной ситуации». Запуск мыслительного процесса происходит в момент осознания человеком проблемной ситуации в виде задачи, которая требует разрешения (что ответить? где занять? как лучше выйти из неприятной ситуации?). И наоборот, если человек не может или не хочет осознать и сформулировать проблему, то мыслительный процесс у него не происходит. Таким образом, мышление правомерно рассматривать как процесс решения задачи.
  Необходимо в этом плане отличать непроизвольные мыслительные процессы (непроизвольные трансформации образов сновидения) от произвольных (целенаправленное решение мыслительных задач).
  Многообразию типов задач, с которыми сталкивается человек, соответствуют различные типы мышления, классифицируемые по разным основаниям. Сводная классификация представлена на рис. 8.
  Классификация мышления по форме:
  • наглядно-действенное мышление - реальное опробование свойств объекта и физическое преобразование ситуации (как у ребенка). Этот вид мышления опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;
  • наглядно-образное мышление - мысленное преобразование ситуации в образах (разнообразные сочетания предметов, видение предмета с разных сторон); его можно отождествить с воображением. Этот вид мышления характеризуется опорой на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
  • словесно-логическое мышление - рассуждение на базе языковых средств. Этот вид мышления осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Рис. 8. Виды мышления

Рис. 8. Виды мышления

  Классификация мышления по степени развернутости:
  • дискурсивное (аналитическое, логическое) мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека;
  • интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Классификация мышления по типу решаемых задач и вытекающим отсюда структурных и динамических особенностям:
  • теоретическое мышление - это познание законов, правил, направленное на открытие законов, свойств объектов (фундаментальные исследования в науке, философия и т.п.). Здесь преобладает понятийное и образное мышление
  • практическое мышление - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы; направлено на решение конкретной задачи в условиях дефицита времени и средств. Здесь преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
  Классификация мышления по степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта:
  • репродуктивное мышление происходит на базе применения уже готовых знаний и умений (нет хлеба - значит, надо сходить в магазин; надо рассчитать стандартный объектив - берем известные формулы и считаем).
  • творческое мышление происходит при заранее неизвестном ходе решения (надо создать прибор для контроля нового типа дефектов; надо сделать так, чтобы этот человек меня полюбил).
  Отдельно можно выделить классификацию мышления по направленности решаемой задачи:
  • реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами;
  • аутистическое (эгоцентрическое) мышление связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Этот тип мышления характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.
  К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
  Сравнение - сопоставление вещей, явлений и их свойств, выявление сходства и различия, что приводит к классификации.
  Анализ - мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, происходит отделение несущественных связей, которые даны в восприятии.
  Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
  Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых - в широте синтеза.
  Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
  Обобщение (генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высоких формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
  Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
  Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.
  Рассуждение - это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
  Процесс мышления характеризуется набором качеств:
  • Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
  • Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
  • Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Быстроту ума следует отличать от торопливости ума, которая проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Нужно также иметь в виду, что определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью. Как отмечал Ганс Юрген Айзенк, «скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми».
  • Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
  К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.


 
© www.txtb.ru