Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.5.4. Нейрофизиологические механизмы хранения информации в памяти

  Как память хранится в мозге на протяжении многих лет? Иначе говоря, можем ли увидеть следы самой памяти в мозге?
  Как уже говорилось, человеческая память имеет разные формы. Некоторые из форм памяти сильно зависят от сознания, некоторые из них являются бессознательными, и мы автоматически воспроизводим эти навыки, например, навыки, приобретаемые в результате длительного обучения. Среди памяти, которая доступна нашему сознанию, моно выделять память, связанную с событиями и фактами, то, что мы произвольно извлекаем из нашего прошлого опыта - это получило название семантической памяти. Мы можем вспоминать целые эпизоды прошедшего в их последовательности и развертывании - это получило название эпизодической памяти.
  Обнаружено, что у человека при тех или иных повреждениях головного мозга могут страдать одни, но не другие формы памяти. Например, при повреждении структуры мозга, которая называется гиппокамп, у человека нарушается возможность запоминать новую информацию, нарушается память о нескольких годах, предшествующих этому повреждению, но удивительным образом сохраняются многие способности вырабатывать навыки.
  Как уже было сказано, в момент запоминания работа генов активируется избирательно, только в отдельных клетках. Когда животное сталкивается с чем-то новым (например, мышь-девушка увидела понравившегося ей мыша- юношу - это целый комплекс ощущений, который связан для мышей в значительной степени с обонянием, зрением и другими ощущениями), то в ряде нейронов мозга формируется сеть из последовательно включающихся генов. С помощью тонких физиологических методов можно увидеть эти отдельные нервные клетки в объеме конкретного отдела мозга (например, гиппокампа), т.е. визуализировать эту огромную сеть нервных клеток. Такими методами были исследованы закономерности ее формирования при самых разных задачах обучения, памяти, воспоминания.
  Выделим некоторые из таких закономерностей.
  1. Сформированная (консолидированная) память стабильно хранится в сетях дифференцировавшихся нейронов. Но в момент извлечения старой памяти активируются молекулярные механизмы, похожие на те, которые активируются в момент запоминания. Т.е. каждый раз, когда информация извлекается из памяти, на нашем «жестком диске» происходят какие-то изменения, некая перезапись. Иначе говоря, если вспоминать что-то старое и одновременно пытаться запомнить что-то новое, - это шанс забыть старое.
  Интересно, что соответствующий феномен описал еще в начале ХХ в. психолог Фредерик Бартлетт. Он, например, показывал своим испытуемым разные картинки и просил их через интервалы времени, недели, например, нарисовать то, что они помнили в прошлый раз, и аккумулировал такие картинки, одну, вторую, третью, четвертую... Оказалось, что в результате таких перерисовок изображение в голове испытуемого с каждым следующим извлечением может радикально трансформироваться, заменяя предыдущую. При этом испытуемый совершенно уверен, что то, что он рисует, и есть то изображение, которое он видел в первый раз.
  Этот результат, получивший сейчас нейробиологичекое объяснение, имеет фундаментальное значение для памяти. Каждое следующее извлечение памяти - это активная реконструкция версий того, что было, плюс перезапись новой версии, которая может подавлять или угашать предыдущую. Этот процесс получил название «реконсолидация памяти».
  2. Каждый след нашей памяти - это огромная функциональная система из клеток, в которой количество нейронов может достигать десятков и сотни миллионов. Как можно разрушить такой след? Невозможно уничтожить все нейроны один за одним, потому что они распределены среди других нейронов, нужно будет уничтожить весь мозг. Поэтому нарушения памяти связаны с тем, что теряются связи в этом следе, т.е. способность доступа к этому следу или способность мозга «собрать» (интегрировать) весь этот след, распределенный, например, по разным отделам мозга.
  Показано, что эти связи принципиально восстановимы. Для этого нужно воспроизвести некий компонент старого опыта, который вызывал сильную эмоциональную реакцию, и спустя длительное время память медленно возвращается (в мозге запускается медленный процесс, который постепенно реконструирует назад нервную сеть, связанную с прошлым опытом). Важно, что это не психологическое воспоминание чего-то забытого, типа «ага!.. вот вертелось на языке, но не мог вспомнить, и вот сейчас это пришло.». Это медленный, нейробиологический процесс. Такие опыты с самыми разными нарушениями памяти и с восстановлением проводились на цыплятах. И каждый раз восстановление происходит в критическом интервале - от 5 до 7 часов спустя.
  По существу, то же самое - реконсолидацию, «пересборку» памяти - делают психоаналитики, вызывая травмирующее события из памяти и заставляя пациента переживать его заново. Однако во время сеанса психотерапии стоят две сложные задачи. Первая - это найти и извлечь то воспоминание, которое является иглой, травмирующей весь индивидуальный опыт. А второе - это переорганизовать и переуложить опыт и память пациента таким образом, чтобы оно потеряло конфликтные точки со всеми остальными элементами индивидуального опыта.
  На основании приведенных исследований можно заменить эту сложную двухэтапную процедуру простым приемом - мы можем извлекать травмирующую память, напоминая о ней разными мультимедийными свойствами, мультимедийными средствами, виртуальной реальностью и так далее, на фоне препаратов, которые мешают новому запоминанию. А такие препараты, кстати, у человека известны, и они достаточно безобидны. Это, например, блокаторы адренарецепторов, которые используются для регуляции артериального давления, или препараты, действующие на гормональные процессы, они ослабляют процессы запоминания. Такой механизм предложен российскими учеными в 1995 г. С конца 90-х годов такими исследованиями стали заниматься американские психологи. Например, для ветеранов, имеющих постстрессорные травматические симптомы, имитировались ситуации военных операций с разными аудиовизуальными свойствами на фоне приема упомянутых выше препаратов. Таким образом удавалось «стереть» сформировавшуюся у ветеранов устойчивую патологическую память. Сейчас в мире ведется большое количество исследований, которые используют этот прием. Он перспективен.


 
© www.txtb.ru