Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1. Филогенез психики

  Филогенез (от греч. Phyle- племя + Genos - рождение) - историческое развитие организмов; эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем.
  Существует два вида психического отражения:
  • конкретно-чувственное, которое напрямую отражает внешний мир (ощущения, восприятие, свойственны человеку и животным);
  • абстрактно-логическое, к которому относятся отвлеченные, абстрактные понятия, фиксирующие только наиболее существенные стороны объекта (понятия, суждения, умозаключения, свойственны только человеку). Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов, представленных в табл. 6.

Таблица 6. Развитие форм психического отражения в эволюции

Таблица 6. Развитие форм психического отражения в эволюции

Таблица 6. Развитие форм психического отражения в эволюции

  Раздражимость - простейшая форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм. Ею обладают даже растения (примером может служить поворот листа в направлении солнечных лучей).
  Чувствительность - способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий. Так, животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на «нейтральные»» биологически незначимые. Появление чувст- витпльности, согласно A.H Леонтьеву, и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.
  В эволюции психики важную роль играют инструментальные рефлексы, служащие переходным этапом между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Они реализуются через двигательную активность, которая может подкрепляться неким «вознаграждением», помогающим реализовать актуальную потребность. Например, орел в дикой природе обучается поднимать черепаху в воздух и разбивать ее о камни, обезьяны могут использовать палки для добычи фруктов и т. д. В подобных случаях деятельность осуществляется путем «проб и ошибок», а те движения, которые способствуют удовлетворению потребности, затем закрепляются и повторяются.
  Рассудочная деятельность представляет собой более совершенную форму инструментальных рефлексов, так как новое действие может возникнуть не только путем многократных проб, но и спонтанно, в виде «инсайта» (внезапного озарения).
  И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система - система конкретных, непосредственных образов действительности, фиксируемых мозгом. Считается, что в основе образа лежит формирование в процессе онтогенеза условных нервных связей между следами отдельных свойств внешнего объекта: его формы, цвета и т.д.
  Вторая сигнальная система - присущая исключительно человеку система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.
  В отличие от разумной деятельности человека животные остаются в рамках первой сигнальной системы и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Например, обезьяна, обученная гасить огонь водой из бака (чтобы достать банан), не могла «догадаться», что для этой цели также подходит вода из расположенного рядом водоема.
  Считается, что вторая сигнальная система сформировалась в процессе общения людей, объединенных совместной трудовой деятельностью, как средство взаимообмена знаниями. На базе второй сигнальной системы возникло человеческое сознание.


 
© www.txtb.ru