|
1.2.10. Современные школы в психологии
В ХХ в. был получен целый ряд новых данных в клинической психиатрии, а также совершены революционные открытия в физиологии нервной системы. Психология получила материал для развития новых направлений исследования. Появлялись концепции, часто противоречащие друг другу и большей частью опиравшиеся на те представления о человеке, которых придерживался их основатель. Сегодня в психологии существует большое количество школ, на первый взгляд, слабо связанных одна с другой, что объясняется сложностью и системным характером психики. Наиболее важные из этих концепций - бихевиоризм, биологический подход, гештальтпсихология, когнитивная психология, психоанализ. Бихевиоризм. Дж.Б. Уотсон предложил описывать поведение человека по схеме «стимул-реакция». Например, фраза «этот ребенок боится собаки» только констатирует факт, но не дает оснований для его научнопсихологического описания. Однако, если ее переформулировать в виде «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют по мере ее удаления», то в описании факта появляются количественные параметры, которые можно оценить и, таким образом, измерить чувство страха. Эта теория, очевидно, основана на работах И.П. Павлова по образованию условных рефлексов и является сугубо механистичной и достаточно упрощенной. Тем не менее, она успешно развивается, в особенности в США, и в ряде практических случаев полезна. Биологический подход вызван к жизни успехами психофизиологии и генетики. В 1975 г. появилось такое направление психологии, как социобиология. Основной тезис этого направления состоит в том, что все живые существа, и в том числе человек, имеют своей основной жизненной задачей передачу последующим поколениям возможно большего числа своих генов и с этой целью конкурируют между собою. В соответствии с этим все формы поведения человека (стремление к власти, альтруизм, агрессивность, гомосексуализм, отношение к морали или религии и т.д.) - не более чем стратегии для наиболее активного распространения своих генов. Окажется ли это направление, в конечном счете, лишь данью моде или оно получит признание под давлением собранного его создателями фактического материала? Вопрос остается открытым и активно обсуждается в настоящее время. Гештальтпсихология возникла в Германии в начале ХХ в. По мнению гештальпсихологов, предметы, из которых состоит окружающая нас реальная среда, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных элементов, которые интегрируются сознанием (как у В. Вундта). Окружающий нас мир состоит из организованных форм, и само наше восприятие этого мира также организовано, причем механизмы такой организации существуют еще до рождения. Эта концепция имеет экспериментальные подтверждения. Например, только что вылупившиеся цыплята чаще клюют мелкие предметы округлой формы, чем любые другие; младенец проявляет больший интерес к форме человеческого лица, причем выделяет именно лицо своей матери или заменяющего ее человека. Сейчас гештальтпсихология как самостоятельное направление в психологии уступила место другим, но ее идеи активно используются (в теории восприятия, при изучении динамики групп и т. д.). Когнитивная психология имеет в качестве одной из основных предпосылок так называемую компьютерную метафору, т.е. трактовку мозга как большого компьютера. Когнитивная психология представляет собою очень перспективное направление и активно развивается в настоящее время (Международная ассоциация когнитивных психологов была основана только в 1985 г.). Особенно процветают такие ее разделы, как изучение первичного восприятия, механизмов взаимодействия мозга с окружающей средой; анализ организации работы памяти; представление о мотивации деятельности человека как о селективном механизме, выбирающем из возможных форм поведения ту, которая оптимальным образом соответствует состоянию психики или планам данного человека. Психоанализ был предложен Зигмундом Фрейдом в 1901 г. Основная идея психоанализа как теории состоит в том, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил - влечений, которые представляют собою инстинкты и подавленные желания, вытесненные в подсознание, причем большая часть из них имеет сексуальную природу. По З. Фрейду, с одной стороны, именно сексуальные желания являются наиболее мощным стимулом развития личности вообще (либидо - жизненная сила); с другой стороны, именно сексуальные побуждения проявляются с наибольшей силой за счет различных социальных запретов. Так, согласно теории З. Фрейда, еще в детстве формируются глубинные конфликты, которые потом проявляются во взрослой жизни различными психологическими отклонениями. Концепция фрейдизма слаба в том смысле, что ее почти невозможно проверить экспериментально. Тем не менее, концепция живет, развивается (на ее базе, например, возникла теория жизненных кризисов Эрика Эриксона) и используется в практическом плане. Существует еще целый ряд школ и направлений в психологии, например, гуманистический подход (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу) и др. Российская психология в течение почти всего ХХ в. была искусственно отделена от общемирового развития. Тем не менее, в России были получены значительные результаты, оказавшие влияние на развитие мировой психологической мысли. Л.С. Выготский заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека, обобщенные в книге «Мышление и речь». М.Я. Басов ввел в психологию новую трактовку деятельности как особой категории, не сводимой ни к каким другим формам жизни. Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Идея С.Л. Рубинштейна о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), а совершается только посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменила всю систему прежних взглядов на сознание. А.Н. Леонтьев предложил схему организации деятельности на различных ее уровнях, в том числе в ходе индивидуального развития человека. А.Р. Лурия явился одним из создателей нейропсихологии. П.Я. Гальперин выдвинул концепцию поэтапного формирования умственных действий, которая служит теоретической базой для организации процесса обучения.
|
|