|
1.2.8. Подход историзма
В XVIII веке в науке появляются ростки историзма. Жизнь общества начинают осмысливать в виде закономерного, однако уже не механического, а исторического процесса. Родовые факторы выступают как первичные по отношению к деятельности индивида. Джамбаттиста Вико (1668-1744) ввел представление о надындивидуальной духовной силе, свойственной народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории. На место культа отдельной личности был поставлен культ народного духа. Утверждая приоритет исторически развивающихся духовных сил общества по отношению к деятельности отдельной личности, Вико открыл новый аспект в проблеме детерминации психического. Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) выступил с книгой «О духе законов». В ней, вопреки учению о божественном промысле, утверждалось, что людьми правят законы, которые, в свою очередь, зависят от условий жизни общества, прежде всего географических. Важная роль отводилась также этническим особенностям населения, характеру народа. Иоганн Гердер (1744-1803) в качестве определяющего начала закономерных общественных изменений выдвигал развитие не одного только разума, но широко понятой гуманности, достигнутой благодаря взаимному влиянию людей друг на друга. Духовная активность, отличающая человека от животных, проявляется, по Гердеру, прежде всего в языке. В сочинении «О происхождении» он попытался развить исторический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать его с психологией мышления. Язык не есть нечто готовое; его развитие - динамический, творческий процесс.
|
|