Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.5.2. П.А. СТОЛЫПИН И ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

  Политику правительства после поражения революции 1905-1907 гг. определял, прежде всего, П.А. Столыпин - председатель Совета Министров с 1906 по 1911 гг. Его программа преобразований, опубликованная 24 августа 1906 г., включала систему чрезвычайных мер, направленных на стабилизацию положения в стране, и аграрные преобразования.
  П. А. Столыпин объявил в некоторых районах страны военное положение, ввел военно-полевые суды, приговоры которых приводились в исполнение в течение 24 часов. За 1906-1907 гг. к разным видам наказаний были приговорены 18 тыс. человек, в административном порядке, без суда высланы не менее 75 тыс. человек. Именно в эти годы П. А. Столыпину была дана кличка «вешатель». В год при нем казнили в среднем 995 человек. До этого с 1826 по 1906 г. в России было казнено всего 984 человека (в среднем 11 в год). И потому в сознании людей политика П. А. Столыпина воспринималась как политика репрессий. В Государственной Думе депутат Ф.И. Родичев назвал виселицу «столыпинским галстуком». Л.Н. Толстой выступил против казней со статьей «Не могу молчать», поводом к которой послужила казнь в Херсоне 12 крестьян.
  Столыпинская аграрная реформа
  Определяющим моментом реформаторской деятельности П.А. Столыпина стала перестройка отношений собственности в сельском хозяйстве. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины.
  Цели реформы:
  • социально-политическая — создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, выделив их из основной массы крестьянства и противопоставив ей; крупные хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революционных преобразований в деревне;
  • социально-экономическая — разрушить общину, насадить частное хозяйство в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы отправить в город, где его поглотит растущая промышленность;
  • экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых стран.
  Началом реформ можно считать указ от 9 ноября 1906 г., который поощрял выход крестьян из общины для создания отрубного или хуторского1 хозяйства. Новым шагом стал закон от 14 июня 1910 г., предусматривавший обязательность ликвидации общины там, где не проходили переделы земли с 1863 г. Одновременно шел административно-бюрократический нажим на крестьян, чтобы ускорить разрушение общины.
  Основные мероприятия аграрной реформы Расширение деятельности Крестьянского банка, созданного еще в 1882 г. для посреднических операций при продаже помещичьей земли крестьянам. До 1907 г. основную часть земель (97%) банк продавал общинам и товариществам. Во время же реформы банк преимущественно продавал земли отдельным домохозяевам. Банком проводилась покупка земель и последующая их распродажа крестьянам на льготных условиях. Всего за годы реформ крестьяне с помощью банка приобрели 10 млн. десятин земли.
  Разрушение общины и развитие частной собственности. Для этого была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрного сектора экономики. С 1906 г. провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи.
  Организация массового переселения крестьян за Урал. Переселенцы освобождались на несколько лет от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи) и денежное пособие - 200 руб. на семью. В 1906-1913 гг. за Урал переселилось 2 792,8 тыс. крестьян. Развитие кооперативного движения. Много внимания уделялось кредитной кооперации, потому что ссуды Крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьян. Правительство стимулировало кооперативное движение за счет создания квалифицированных кадров инспекторов мелкого кредита Сельские кредитные товарищества, накопив собственный капитал, развивались самостоятельно. Создавались молочные и маслодельные артели, потребительские лавки. Кооперативное движение укрепило основу мелкотоварного крестьянского хозяйства.
  Агрокультурные мероприятия. Крестьянам оказывалась экономическая помощь, в том числе и по линии предоставления льготных кредитов на аграрные мероприятия. Организовывались учебные курсы, в деревни направлялись агрономы.
  Оценивая итоги аграрной реформы, необходимо учитывать как ее положительные, так и отрицательные аспекты.

Итоги аграрной реформы

  Безусловно, реформа стала значительным шагом в развитии России по капиталистическому пути. Реформа резко изменила структуру общества. Процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих, что способствовало снижению заработной платы у всех рабочих, а значит, к ухудшению их положения и росту революционности. Кроме того, «новые хозяева» становились конкурентами и кулаку, и помещику и вызывали враждебное отношение у разоряющихся крестьян.
  Реформа пыталась соединить несоединимое: создать фермерские хозяйства, но наряду с этим обеспечить за счет казны устройство малоземельных крестьян путем обширной программы переселений. С одной стороны, опора «на сильных», инициативных, с другой - поддержка «слабых» за счет казны. Масштабность такой задачи требовала времени, средств и консолидации всех политических сил, чего как раз и не было в России. В этом заключается одна из основных причин того, что реформа так и не достигла своей цели. П. А. Столыпин говорил, что для удачи реформы потребуется минимум 20 лет спокойной жизни, а она длилась 8 лет, которые были далеко не спокойными. Еще одно слабое место реформы заключалось в том, что П. А. Столыпин стремился оставить помещичьи земли неприкосновенными.
  Таким образом, реформа не смогла снять остроту земельного вопроса и создать слой зажиточных крестьян. Стремление П.А Столыпина приспособить феодальную форму правления к развивающимся буржуазным отношениям подвергалось все большим нападкам слева и справа. Правым был нужен Столыпин - «успокоитель», в Столыпине-реформаторе они не нуждались. Поэтому часть его законопроектов, прошедших через Думу, отклонялась Государственным Советом (о расширении бюджетных прав Думы, усовершенствовании судопроизводства и т.д.). В результате из 43 обещанных реформ были частично осуществлены 10. К осени 1911 г. отставка П.А. Столыпина была предрешена, но 1 сентября 1911 г. он был убит в Киеве Д. Богровым, анархистом и агентом охранки. После смерти П.А. Столыпина в стране не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования.


 
© www.txtb.ru