|
Принцип 5. Благополучие клиента
Главный принцип. Психотерапевты уважают целостность и оберегают благополучие людей и групп, с которыми они работают. В случае возникновения конфликта между клиентами и работодателем психотерапевта, психотерапевты проясняют сущность своих прав и обязанностей всем сторонам. Психотерапевты подробно информируют всех клиентов о целях и сущности любой оценочной, терапевтической, образовательной и тренерской работы, и открыто признают, что клиенты, студенты, тренеры или испытуемые имеют свободу выбора отношения к своему участию. Принуждение людей прибегнуть к услугам психотерапевта или продолжать ими пользоваться считается неэтичным. Комментарий. Выполняя служебные обязанности, консультант уважает права своих клиентов и других людей. В ситуации оплаты третьей стороной или работы по контракту с работодателем, консультант открыто информирует клиентов, испытуемых, студентов, тренеров и т.д. об объеме, содержании информацию, которую он планирует включить в отчет и форме написания данного отчета. Консультант уважает право клиента, испытуемого, студента, тренера отказаться от участия в консультации, тестировании или тренинге. 5. а. Психотерапевты всегда имеют представление о своих личных потребностях и о потенциально влиятельной позиции на тех, с кем они взаимодействуют: клиентов, студентов, тренируемых, субъектов, и подчинённых. Они избегают злоупотребления доверием и зависимостью этих людей. Психотерапевты прикладывают все усилия для избежания двусмысленности отношений, которая может навредить их профессиональному суждению или увеличить риск злоупотребления. Примеры таких двусмысленных отношений включают в себя, профессиональное лечение, или исследования с участием персонала, студентов, супервизоров, близких друзей, родственников, но не ограничиваются ими. Сексуальные связи с любыми клиентами, студентами, испытуемыми считаются неэтичными. Комментарий. Консультант стремится к «прозрачным», открытым, честным отношениям с клиентом. Он всячески способствует росту престижа своей профессии. 5.б. Чтобы сохранить наилучшие отношения и полное взаимопонимание со своими клиентами, студентами, тренерами, испытуемыми, психотерапевты соответствующим образом выстраивают структуру финансовых взаимоотношений. Они никогда не предлагают и не получают никакого вознаграждения за привлечение клиентов к своим профессиональным услугам. Часть своего внимания они уделяют тем, от кого материальный возврат возможно получить в небольшом количестве либо не получить совсем. Комментарий. Консультант придерживается позиции, что критерий цены консультативной услуги не является непреодолимым препятствием для ее получения. Он изыскивает возможности для оказания помощи и тем клиентам, которые испытывают финансовые затруднения и не могут оплачивать полностью или даже частично стоимость консультативной услуги. Получившая, к сожалению, некоторое распространение в России и на Дальнем Востоке практика выплачивать коллегам или студентам гонорар за привлечение клиентов считается неэтичной, если эти коллеги или студенты не работают в должности или по контракту рекламного агента, менеджера. В таком случае они должны прояснять потенциальным клиентам суть своего служебного положения. 5. в. Когда психотерапевт соглашается оказывать услуги клиенту по просьбе третьей стороны, он использует возможность прояснить природу этих взаимоотношений всем заинтересованным сторонам. Комментарий. Если консультант оказывает услуги клиенту в ситуации оплаты третьей стороны, он должен уведомить об этом клиента: «Консультации оплачивает такое-то учреждение или лицо». 5. г. В случае, если требования организации принуждают психотерапевтов преступить эти или других этические принципы, психотерапевты выясняют сущность расхождений между требованиями и этическими принципами. Они сообщают всем сторонам, вовлечённым в конфликт о своих профессиональных этических обязательствах и предпринимают соответствующие меры. Комментарий. В случае, если требования работодателя или оплачивающей стороны принуждают консультанта к нарушению этических рекомендаций, консультант обязан проинформировать об этом все заинтересованные стороны: заказчика, клиента и свою профессиональную ассоциацию (комитет по этике). Консультант обязан в дальнейшем приложить все свои усилия для того, чтобы избежать попадания в подобные ситуации. 5. д. Психотерапевты прекращают терапевтические или консультационные взаимоотношения сразу, когда становится ясно, что они не приносят пользы клиенту, или по требованию клиента. Они предлагают клиенту помощь в определении альтернативного источника поддержки. Комментарий. Консультант в своей деятельности исходит, прежде всего, из интересов клиента. В случае необходимости или по первой просьбе клиента он предоставляет ему всю имеющуюся у консультанта информацию о коллегах и организациях, оказывающих подобные консультативные услуги.
|
|