|
§ 1.3.3. Виды мотивационных образований. Мотивационная сфера личности
Мотивационные образования могут иметь разную структуру, разное время существования и разные названия. Это зависит от стадии мотивационного процесса, от степени осознанности причин побуждения, от степени удовлетворения потребности (достижения цели или запланированного результата). Е. П. Ильин рассматривает следующие виды мотивационных образований: • мотивационные состояния • мотивационные установки • влечения, желания, хотения • склонность • привычки • интересы • направленность личности • мотивационные свойства личности Так, например, актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Влечение и любопытство указанный автор также относит к разновидностям потребностного состояния. Имеется также ряд состояний, связанных со вторым и третьим этапами мотивации - перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Это состояния когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, надежды и т. п. Рассмотрим несколько подробнее состояние когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс можно определить как познавательное несоответствие, которое возникает в ситуации, когда человек одновременно располагает, по крайней мере, двумя противоречивыми мнениями, и они не могут быть согласованы. На силу диссонанса могут влиять следующие факторы: значимость диссонирующих когниций. Например, в уже ставшей хрестоматийной фразе «Я курю, но курение вредно для здоровья» сила диссонанса может определяться возрастом курильщика. Одно дело, если это молодой человек или девушка, и другое, если этому человеку за 80 лет. Доля диссонирующих когниций по отношению к консонантным, т.е. доля несогласующихся с общей системой знаний по сравнению с согласующимися. Для уже взятого нами примера - доля согласующихся знаний повышается, если курильщик курит сигареты с низким содержанием никотина. Поскольку предполагается, что когнитивная система индивида стремится к согласованности, то в случае диссонанса у человека возникает необходимость снять это состояние. При этом противоречие между поведением и установками только тогда вызывает диссонанс, когда человек считает, что он был свободен в выборе этого поведения. Кроме того, Л. Фестингер - автор теории когнитивного диссонанса - определял диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Тогда в случае повышения оправданности выбора диссонанс снижается. Например, после принятия решения когнитивный диссонанс редуцируется. Когнитивный диссонанс может быть устранен через изменение поведения, через пересмотр пришедших в противоречие представлений, через поиск новой информации для усиления или смены убеждения, через увеличение согласующихся знаний, через изменение значимости принятых решений, а также путем употребления медикаментов и алкоголя. Другое мотивационное состояние - это мотивационная установка. Она возникает тогда, когда цель по какой-либо причине не была достигнутаи потребность осталась неудовлетворенной. Возможны три варианта развития событий: либо мотив затухает (феномен забывания намерений по Фрейду), либо появляется более сильная потребность, которая подавляет первую (механизм доминанты), либо потребность остается и требует своего удовлетворения. Появляется напряжение, которое способствует сохранению в памяти намерения. Мотив видоизменяется в мотивационную установку. Мотивационная установка - это как бы задание человека для самого себя, запланированное, но отсроченное. Это намерение, ждущее подходящей ситуации. В психологической школе К. Левина было показано, что нерешенные задания образуют напряжение, которое привязывает человека к данной деятельности до тех пор, пока проблема не будет решена. Эффект незавершенного действия (эффект Б. В. Зейгарник) состоит в том, что незавершенные действия в силу мотивационного напряжения запоминаются примерно в два раза лучше. В случае же, когда после какой-либо прерванной задачи человек поработал над более интересной и трудной задачей, наблюдается падение интереса к предыдущей деятельности. Это согласуется с положением о доминанте и получило название эффекта Лисснер. Долговременное намерение может быть и не связанным с неудачными попытками реализации какой-то цели. Тогда оно может существовать в форме обязательства, обещания и т.п. Но мотивационная установка может превращаться и в навязчивую идею. Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. Однако относительно возникновения интересов, их роли и сущности высказываются весьма противоречивые суждения. Как отмечал И. Кант, интерес принадлежит только человеку, предполагает целеобразование, волю, чувства. Э. Торндайк определял интерес как стремление посвятить свои мысли и действия какому-либо явлению, отмечал динамичную природу интересов. Л. С. Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности человека. Многими психологами интерес понимается как отношение человека к миру. Интересы в онтогенезе проходят определенные этапы развития. Из безусловно-рефлекторной ориентировочной реакции через произвольную познавательную активность они превращаются в устойчивый познавательный интерес - отношение к чему-либо. В свою очередь интерес- отношение может перерасти в направленность личности. Что касается свойств личности, то между ними и мотивацией существует определенная связь. Свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенностимотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Таким образом, некоторые черты личности имеют мотивационное значение, т.е. направляющее (например, мотив достижения, аффилиации, помощи, власти), а некоторые - более инструментальное. Вся имеющаяся у данного человека совокупность мотивационных образований составляет мотивационную сферу личности, тогда как направленность связывают только с доминирующими тенденциями. Р. С. Немов предлагает говорить о таких свойствах мотивационной сферы личности как: • широта мотивационной сферы; • гибкость мотивационной сферы; • иерархизированность мотивационной сферы. Широту мотивационной сферы личности он определяет как качественное разнообразие мотивационных факторов, гибкость - как разнообразие средств удовлетворения одной и той же потребности, а иерархизированность - как отражение в сознании человека значимости той или иной мотивационной установки, потребности и т. д. Развитие мотивационной сферы по всем трем параметрам позволит личности быть более эффективной. Особый интерес может при этом представлять умение человека выстраивать иерархию своих мотивов, поскольку это умение связано с разрешением внутренних конфликтов личности.
|
|