Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1.3.1. Структура и функции мотива

  Существовали попытки отождествить мотив с каким-либо отдельно взятым психологическим явлением, например, с потребностью, целью, состоянием или свойствами личности. Однако, ряд авторов (например, В. Вундт, Д. Н. Узнадзе, В. Г. Леонтьев и др.) предпринимали в своих теориях попытки отразить сложность мотива как психологического образования. Все больше осознавался тот факт, что на процесс поведения и деятельности влияют не разрозненные факты, а их совокупность.
  Мы будем опираться на взгляды Е. П. Ильина, который предлагает рассматривать мотив как сложное интегральное психологическое образование. Е. П. Ильин исключает из структуры мотива стимулы и исполнительские действия и предлагает говорить о трехкомпонентной структуре мотива. Эти компоненты, в соответствии со стадиями формирования мотива, можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому. В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования; в блок «внутреннего фильтра» - нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, предпочтения и т.п.; в целевой блок - образ предмета, который может удовлетворить потребность, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности.

Рис. 6 Перечень компонентов, которые могут создавать структуру мотива

Рис. 6 Перечень компонентов, которые могут создавать структуру мотива

  В конкретном случае в каждом блоке может быть взят в качестве основания действия или поступка один из компонентов. Структура же каждого конкретного мотива строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение. Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива у разных лиц не означает их тождества по содержанию.
  До этого момента мы говорили о горизонтальной структуре мотива, потому что связи устанавливались по горизонтали. Е. П. Ильин выделяет также вертикальную структуру. О вертикальной структуре правомерно говорить тогда, когда в состав мотива входит несколько компонентов из одного блока, один из которых играет главную роль, а остальные - подчиненную.
  Таким образом, структура мотива как основания действия или поступка - многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение несколько причин и целей.
  Что касается функций мотива, то в качестве основных можно выделить побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику, вторая - направленность этой энергии на цель. По мере продвижения к цели энергетический потенциал, который призван обеспечить достижение целевого объекта, часто падает, в связи с чем в ряде случаев для окончания действия требуется дополнительная волевая стимуляция. С этим явлением связывают стимулирующую функцию мотива.
  Ряд авторов (М. Ш. Магомед-Эминов, П. А. Рудик) предлагают объединить первую и вторую функции и назвать результат пусковой функцией (или директивной, по П. А. Рудику). Однако при этом, по их мнению, за пределами внимания остается регулятивная функция, являющаяся центральной в процессах мотивации.
  Можно говорить также об управляющей, организующей, структурирующей функциях мотива.
  Мы уже отмечали, что одна из наиболее разработанных концепций мотивации в отечественной психологии принадлежит А. Н. Леонтьеву. Данный исследователь выделял смыслообразующую функцию мотива, предполагая, что мотив придает личностный смысл действиям и определенным обстоятельствам. Он писал, что мотивы не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл. Таким образом, кроме своей основной функции-функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию - функцию смыслообразования. Следует отметить, что обоснование А. Н. Леонтьевым смыслообразующей функции мотива не безупречно, в связи с чем ее наличие рядом авторов отрицается. Например, В. И. Ковалев считает выделение данной функции нецелесообразным и малообоснованным, поскольку личностный смысл относится к самой сущности мотива. Мы предлагаем сохранить указанную функцию за мотивом.
  Интерес представляет выделяемая философами и криминалистами отражательная функция мотива. Данная функция представляет отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей. Мотивация, с этой точки зрения, отражает все предшествовавшие влияния социальной среды.
  Наконец, К. Обуховский говорит о защитной функции мотива, которая предполагает подмену истинного объяснения поведения «официальной версией», необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности. В связи с этим выделяют такой мотивационный феномен, как мотивировка.
  Мотивировка определяется как рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. С помощью мотивировок личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормами поведения в обществе и со своими личностными нормативами. Возможным представляется использование мотивировок для сохранения Я-концепции.


 
© www.txtb.ru